В массовом сознании термин «электронная коммерция» отождествляется с осуществлением платежей через Интернет.

В массовом сознании термин «электронная коммерция» отождествляется с осуществлением платежей через Интернет. Однако этот момент — лишь завершающая стадия в цикле продажи, который, собственно, и является предметом любой коммерции. Осуществление платежей через Интернет в наших экономических условиях наиболее проблемное место, поэтому термин «электронная коммерция» претерпевает некоторые изменения по сравнению с тем значением, которое вкладывают в него на родине термина — в США.

В частности, для электронных платежей предлагается ряд альтернатив, актуальных для нашей реальности, тогда как в США (и во всем остальном цивилизованном мире) кредитная карта перекочевала из традиционной коммерции в Интернет как единственно приемлемое электронное платежное средство, причем как для частных лиц, так и для корпораций (см. Состояние рынка в мире).

Поскольку использование кредитных карт для расчетов при интернет-покупках введено довольно давно, то все вопросы, связанные с безопасностью платежей и передачей данных о кредитной карте через интернет-каналы, более или менее успешно решены. Российские банки и платежные интернет-приложения также успели продвинуться в этом направлении, но в рамках статьи писать о достижениях и недостатках текущей ситуации бессмысленно: данные устаревают, моментально.

Наша беда в том, что мы долгое время не имели развитой кредитной системы, а пластиковые карты как платежное средство имеют слабое хождение в России, в особенности на корпоративном рынке. Но ситуация меняется на глазах, и хотя до конца проблему с отставанием мы пока не преодолели, есть свидетельства того, что спустя несколько лет мы о ней окончательно забудем. Проблемы безопасности в электронной коммерции будут успешно решены.

Кроме того, существует некоторое понятие о том, что электронная коммерция — это самостоятельный, замкнутый на себе бизнес. И такой подход также вызывает сомнения — насколько интернет-канал продаж, будучи в данной концепции бизнеса единственным каналом способен приносить прибыль?

В этих условиях нужно разделить электронную коммерцию на подвиды:

  1. Самостоятельный бизнес, ориентирующийся на интернет-канал как единственный канал продаж.
  2. Вспомогательные сервисы при существующем, хорошо отлаженном бизнесе.

Во втором случае мы говорим об электронном бизнесе, или электронной коммерции на службе предприятия, а также о создании комбинированных каналов продажи товаров и услуг, с элементами электронной коммерции в традиционном цикле продаж.

Электронная коммерция и электронный бизнес 

Настало время ввести определения, которые помогут эффективно создавать с помощью ваших сайтов интернет-каналы продаж для обеих моделей самостоятельной и вспомогательной.

  • Электронная коммерция это коммерция, которая построена исключительно на основе интернет-канала продаж и не имеет других каналов. Можно также сказать, что при электронной коммерции существует только виртуальное место продаж. Важной составляющей электронной коммерции является налаженная логистика (поставка и доставка товаров, услуг). Это и есть самостоятельная модель. Электронная коммерция подразумевает, что не всякий товар или услуга могут быть ее продуктом, а только наиболее приспособленные.
  • В отличие от электронной коммерции, предметом электронного бизнеса являются любые, в том числе традиционные товары и услуги, которые продаются через комбинированные каналы продаж, то есть с использованием систем электронной коммерции.

Что дает предприятию внедрение систем электронной коммерции?

  • Информация о товарах и услугах оборачивается быстрее. Фактически вы получаете дополнительный коммуникационный канал открытый 24/7 (оборот, вошедший в английским язык в связи с развитием электронной коммерции и обозначающий работу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Вы более доступны для клиента географически и во времени, к тому же он получает новое средство поиска и работы с информацией. Географическая доступность позволяет открывать новые географические рынки.
  • Быстрее оборачивается внутренняя информация (документы, служебная переписка, принятие и утверждение решений и пр.). Расширенная возможность для контроля исполнения. Иначе говоря, ускоряются все бизнес-процессы за счет доступности и скорости передачи информации.
  • Интернет предлагает новые сервисы для клиентов например, отслеживание заказа в каждый текущий момент времени. Наличие дополнительных сервисов создает конкурентное преимущество и приводит к вам новых посетителей.
  • Поскольку Интернет является технологической оболочкой, он позволяет собирать важную информацию о ваших клиентах. Кроме того, он предоставляет возможность использовать маркетинговый инструментарий — опросы, рассылки и т. п. оперативно и без дополнительных затрат.
  • При всем при этом системы электронной коммерции помогут сэкономить на персонале.
  • А иной раз вы можете сэкономить на аренде площадей для торговых залов.

Круг вопросов, возникающих при внедрении систем электронной коммерции

  1. Идеологические вопросы. Прежде всего нужно идентифицировать вашу потребность во внедрении систем электронной коммерции. Это зависит от вида бизнеса, охвата потенциальных потребителей через Интернет, ситуации на рынке и пр. Может также оказаться, что какие-то направления вашей деятельности более перспективны при продаже через Интернет, чем другие, то есть после положительного ответа на вопрос «А стоит ли?» нужно определиться с тем, что и как именно делать. А также в какой последовательности.
  2. Технологические вопросы. К ним относится вопрос о выборе разработчика и увязанные с этим вопросы о выборе технологии веб-разработки и хостинг-провайдере. Они также предшествуют созданию любого сайта.
  3. Организационные вопросы. Кто будет управлять сайтом, поддерживать его, размещать информацию, отвечать за его функционирование, функциональность, работоспособность? Кто будет заниматься продвижением вашего бизнеса через Интернет? Необходимо разработать регламент группы поддержки сайта, подумать о внедрении в штатное расписание новых специалистов, а также о том, не возникает ли противоречия между уже сложившимся стилем работы и новыми веяниями. Еще один важный вопрос — как организовать систему поставки информации на сайт. Самый безболезненный путь дополнить должностные обязанности специалистов всех отделов работой с интернет-сайтом.

Организационные вопросы — наиболее коварные. Там, где эффективно их решить не удается, идут под откос все затраты на первые два пункта. Часто дело в том, что не выстроена система, нет понимания сути процессов и важности их для общего дела — бизнеса компании. Иногда есть понимание, но нет специалистов. Или есть один специалист, на которого свалено все, что касается Интернета, — а это громадный круг вопросов, и справиться с ним одному человеку просто не по силам. Таким образом, создается узкое место, ограничивающее пропускную способность нового канала продаж.

Решение организационных вопросов должно начинаться одновременно с принятием решения о внедрении на предприятии систем электронной коммерции и создании сайта. Может понадобиться помощь веб-консультанта, что пока не принято делать, хотя в ситуации отсутствия на предприятиях грамотных специалисток по интернет-маркетингу, имеющих опыт внедрения интернет-проектов а также большого количества низкокачественных услуг на рынке веб-разработки, это та статья расходов, на которой больше выиграешь, чем сэкономишь. И необходимо обучение, причем специалистов всех отделов предприятия, имеющих на своем столе компьютер и участвующих в бизнес-процессах.