Первая традиционная интерпретация эмиссии электронных денег

Согласно первой интерпретации, электронные деньги рассматриваются в качестве дематериализованной или электронной формы банковского билета. Эмиссия электронных денег осуществляется посредством «превращения» в электронную форму денежной стоимости, заключенной в бумажном билете.

Подобный подход к интерпретации электронных денег характерен для ряда международных финансовых институтов и законодательных органов, в частности Банка международных расчетов, Европейской комиссии и др. По мнению Рабочей группы по платежным системам Банка международных расчетов, электронные деньги образуются из «традиционных» денег и эмитент электронных денег в своей деятельности будет просто производить замену одной формы денег на другую. Это подтверждается тем фактом, что при эмиссии электронных денег сумма, загружаемая на карту, совпадает с величиной эмиссии электронных денег. Данная идея предполагает, что «традиционные» деньги, переданные эмитенту, выводятся из денежного обращения, т. е. электронные деньги начинают обращаться вместо банковских билетов.

Подобного мнения придерживаются и некоторые российские исследователи, например Ш. Егизарян, А. Шангин, Е. Горюков, которые рассматривают электронные деньги как электронный аналог (или новый вид) наличных денег: «электронные деньги могут называться таковыми только при удовлетворении всех основных свойств наличных денег: обращаемости, отсутствия прямой связи с банковским счетом, отсутствия клиринга, универсальности в использовании, расчеты с их использованием должны быть единовременны и окончательны». Ведущие экономисты Исследовательского института Хитачи (Hitachi Research Institute) также считают, что инновационные технологии в сфере розничных платежей, которые основываются на переносе электронных денег с устройства одного держателя на устройство другого держателя без централизованной обработки каждой операции, можно считать технологиями электронных денег.

В основе определения электронных денег, предлагаемого «Актом об унификации денежных услуг» (США), лежит схожая идея: «Термин «электронные деньги» относится к деньгам или денежным субститутам, которые преобразованы в информацию, хранимую на компьютерном чипе или персональном компьютере, для того чтобы они могли быть переданы по информационным сетям, таким как Интернет». Несмотря на то что в данном определении не говорится о стоимости, заключенной в электронных деньгах, сама возможность трансформации денег в информационную (электронную) форму подразумевает возможность превращения одной формы стоимости в другую.

В действительности необходимо понимать, что между операцией по загрузке микропроцессора карты «стоимостью» и операцией по выдачи наличных денег из банкомата существует важное различие. Несмотря на то что порядок движения средств кажется идентичным в обоих случаях, балансовый учет этих операций различается.

Таким образом, идея замены одной формы денег на другую является проблематичной. Даже внешний анализ показывает, что эмиссия электронных денег не предусматривает настоящей замены одной формы денег другой: «традиционные» деньги, используемые при загрузке микропроцессорной карты, остаются на самом деле в денежной системе. Они размещены в форме вклада на счете у эмитента. Если допустить, что электронные деньги являются электронной формой денег, то в таком случае происходит дублирование денежной массы: деньги одновременно размещены в форме вклада на счете у эмитента и на микропроцессорной карте, находящейся во владении потребителя. Возникает вопрос: где же в действительности находятся деньги?

На проблему одним из первых указал голландский экономист С. Леливельд: «Если мы предполагаем, что размещение стоимости осуществляется не только на платежном средстве, но также и на оборудовании оператора системы электронных денег, классифицирование любой записи в качестве денег устанавливается в юридическом порядке. Можно решить, что стоимость, размещенная на платежном средстве, не составляет деньги в юридическом смысле, но, тем не менее, служит для выполнения безотзывного правового обязательства». В действительности в большинстве случаев денежные средства не хранятся на карте, а остаются размещенными на счете у эмитента, что гипотетически предоставляет возможность выплачивать по ним процентный доход.

Конечно, существуют системы электронных денег, в которых размещение средств осуществляется исключительно на карте (так называемые продукты с хранимой стоимостью без связи с персональным счетом). Такие продукты часто определяются отдельным образом, что также обусловлено неясностью относительно общей интерпретации электронных денег. Например, по мнению Совета управляющих Федеральной резервной системы США, продукты с хранимой стоимостью содержат три атрибута:

  1. Карту или другое устройство, которое в электронной форме хранит или обеспечивает доступ к указанному объему средств… доступному для осуществления платежей другим лицам;
  2. устройство является единственным средством доступа к денежным средствам;
  3. эмитент не делает запись об объеме денежных средств (которое хранит или к которому обеспечивает доступ устройство) в форме счета на имя держателя (или в форме выданного кредита).

В системах электронных денег, в которых размещение средств осуществляется исключительно на карте, у эмитента не существует дублирования персональной информации об остатках средств, хранимых потребителями на картах, что обусловливает невозможность восстановления потерянных средств, а также выплаты по ним процентного дохода. На самом деле, как покажет дальнейший анализ, такие системы имеют ограниченное распространение и в большинстве случаев являются также закрыто циркулирующими.