Информационный захват - ситуация, когда посетитель идет в нужном нам направлении.

Давайте вернемся к моделям сайтов и выделим два основных вида сайтов, которые помогут нам определиться с направлением действий по организации информационного захвата посетителя.

  • Первый вид — информационные сайты.

Они привлекают посетителя информацией, за которой, впрочем, не следует продажа товаров или услуг. Задача владельцев сделать сайт максимально интересным и давать посетителю максимально полную информацию по теме, которая его заинтересовала, а также показывать, что еще нового и интересного есть на сайте, побуждая переходить по ссылкам и посещать на сайте как можно больше страниц.

Это жизненно необходимо, потому что информационному сайту требуется большое число показов, а также признание читателей, которое выливается в рост числа посетителей по рекомендациям. Все это, в случае коммерциализации, ведет к росту рекламных доходов.

  • Второй вид — сайты коммерческие.

Продажа товаров или услуг является их основным назначением. Поэтому на коммерческих сайтах посетителя требуется приводить к точке продаж, по пути убеждая, что покупать через этот сайт выгодно и безопасно.

Естественно, чтобы понять направление движения посетителя, нужно осознать, где на данном сайте находится точка продаж. Где-то это будет прайс-лист, где-то продуктовая страница со всей необходимой информацией о конкретном товаре, где-то — оформление заявки на товар. Важно также понимать, что должен делать посетитель в том случае, если посещение точки продаж завершается не онлайновой покупкой, а переходит в режим реального взаимодействия.

Рассматривать каждую страницу, как главную страницу сайта — это, конечно, максимализм, идея, которая помогает достигать наилучших результатов в проектировании информационной среды страницы и осуществлении информационного захвата.

Рассматривая каждую страницу сайта как главную, мы имеем в виду, что любая страница должна давать представление о всей полноте возможностей сайта, всю полноту навигации (как будто посетитель нигде еще не успел побывать).

Для информационного сайта размещайте на странице ссылки и анонсы новых материалов и новостей. Сопровождайте каждый текст на сайте (статью, новость) указанием, что можно почитать по этой теме.

Насыщайте текст статьи или новости ссылками на дополнительную информацию. Внедряйте интерактивность: размещайте ссылки на обсуждение темы читателями, на другие статьи, новости по теме.

Альтернативой ссылке может служить прямое включение в текст уместной информации. Пользоваться этим нужно осторожно, только в отдельных случаях, когда по каким-то причинам невозможно более правильное решение, которое заключается в создании страницы для каждой логической порции информации, с последующим связыванием ссылкой.

Пояснить этот совет можно на примере. Представьте, что вы каждый раз указываете в разнообразных текстах, рассеянных по всему сайту, одно и то же контактное лицо и его координаты. Но вот контактное лицо, будучи человеком, уволилось, у него поменялись координаты или просто — компания переехала, и у всех контактных лиц сменились адреса и телефоны. Выловить все тексты, которые вследствие этого потеряли актуальность очень сложно. Во всяком случае этого можно избежать, если контактная информация размещается на отдельной странице, куда ведут ссылки. При изменении контактной информации ссылки менять не нужно, меняется содержание только одной страницы, так что объем работы будет меньше в разы, и вы в один счет сделаете всю информацию на сайте вновь актуальной.

Чтобы осуществлять информационный захват, нужно разработать такую информационную архитектуру и иерархию, такой контент страниц сайта, чтобы, находясь на любой из страниц, посетитель мог с минимальным усилием получить доступ к любой информации, находящейся на сайте. Очевидно, что для страниц книги такой задачи не существует, поэтому это одна из особо сложных задач web-проектирования и веб-копирайтинга.

На самом деле эта задача двойственна. С одной стороны, мы должны давать посетителю возможность выбирать, куда ему идти, ведь он хочет сам управлять своим усилием по освоению информации. С другой — нам нужно, чтобы при всем богатстве выбора посетитель шел в нужном нам направлении.