Интерактивное телевидение

Интерактивное телевидение, как и мобильная телефония, приобретает все большее распространение. В мире насчитывается 1,5 млрд телевизионных приемников, что значительно превышает количество телефонных абонентов, равное примерно 1 млрд.

Наиболее распространенными услугами, получаемыми клиентом с использованием STB-устройств, являются:

  • программирование широковещательных телевизионных передач под конкретных пользователей;
  • получение информационных сервисов: прогноз погоды, новости, биржевая информация и т. п.;
  • покупка товаров и услуг;
  • заказ и оплата индивидуальных телевизионных программ (Videoon-Demand, Pay-Per-View);
  • доступ в Интернет;
  • игры и т. п.

Организация платежей через интерактивное телевидение (сегодня для обозначения этого вида ЭК часто используется термин t-commerce) требуется для оплаты:

  • покупок товаров и услуг;
  • избирательно для оплаты услуг Video-on-Demand и Pay-Per-View («плати и смотри»);
  • игр;
  • доступа к информационным услугам.

Наиболее оптимистичные прогнозы утверждают, что уже к 2003 г. через интерактивное телевидение будет производиться около 30 % всех удаленных платежей. Рассматриваются две модели ввода платежных данных при применении интерактивного телевидения:

  • ввод данных с помощью микропроцессорной карты через картридер, подключенный к отдельному второму слоту STB-устройства;
  • ввод данных из программы электронного бумажника (electronic wallet), хранящейся в устройстве управления телевизора.

Сегодня мало примеров использования TV для проведения транзакций ЭК. Предоставляемый каналом Sky Digital интерактивный телевизионный сервис Open позволяет потребителям совершать покупки, не выходя из дома, пользоваться электронной почтой и играть в некоторые несложные игры.

Похожие услуги (включая ЭК) начала оказывать российская компания Телеком Рикор.

Известен также пример сотрудничества компаний Future TV и Mondex International в области использования электронных кошельков Mondex. По технологии Future TV зрители могут теперь выбирать, какие программы им смотреть и когда. Оплата услуг производится с помощью карт Mondex. В результате телевизор пользователя со временем узнает о предпочтениях своего хозяина и сам предлагает ему программы, которые он может захотеть увидеть.

Существующая ситуация, видимо, связана с тем, что некоторые телевизионщики считают новые информационные технологии опасными для себя. До последнего времени основу могущества телевизионных магнатов составляло владение содержанием передаваемой информации и контроль над ним, а также «право собственности» на аудиторию. Появление технологий, осуществляющих «распаковывание» содержания передач (каждый зритель выбирает передачу, а не канал), а также поддерживающих принцип «плати и смотри», угрожают привычной власти телемагнатов и устоявшейся схеме получения доходов.

Тем не менее, переход к «распаковыванию» и «плате за просмотр» неизбежен, поскольку оба эти принципа чрезвычайно привлекательны для потребителя. Недавние исследования показали, что 57 % потребителей предпочли бы оплачивать телевидение по принципу «плати и смотри».

Как уже отмечалось, ЭК с помощью TV должна стать наиболее распространенным способом проведения заочной торговли. По данным опроса, проведенного Gallup по заказу Расе Micro Technology (Pace Micro Technology является крупнейшим в Европе производителем телевизионных цифровых декодеров и устройств Set-top-Box; компания выпустила 2 500 000 приставок digital set-top box), 42 % респондентов ответили, что предпочитают использовать телевизионные приемники для проведения операций ЭК. При этом примерно 25 % респондентов ответили, что не будут использовать технологию ЭК ни при каких обстоятельствах. Среди тех опрошенных, кто собирается когда-нибудь использовать ЭК, 59 % склоняются в пользу интерактивного телевидения, а 37 % — в пользу персональных компьютеров. При этом, как это ни покажется странным, среди компьютерного поколения (молодые люди от 16 до 24 лет) доля людей, предпочитающих интерактивное телевидение персональным компьютерам в качестве средства проведения ЭК, составляет 65 %.