Интерактивное телевидение, как и мобильная телефония, приобретает все большее распространение. В мире насчитывается 1,5 млрд телевизионных приемников, что значительно превышает количество телефонных абонентов, равное примерно 1 млрд.
Наиболее распространенными услугами, получаемыми клиентом с использованием STB-устройств, являются:
Организация платежей через интерактивное телевидение (сегодня для обозначения этого вида ЭК часто используется термин t-commerce) требуется для оплаты:
Наиболее оптимистичные прогнозы утверждают, что уже к 2003 г. через интерактивное телевидение будет производиться около 30 % всех удаленных платежей. Рассматриваются две модели ввода платежных данных при применении интерактивного телевидения:
Сегодня мало примеров использования TV для проведения транзакций ЭК. Предоставляемый каналом Sky Digital интерактивный телевизионный сервис Open позволяет потребителям совершать покупки, не выходя из дома, пользоваться электронной почтой и играть в некоторые несложные игры.
Похожие услуги (включая ЭК) начала оказывать российская компания Телеком Рикор.
Известен также пример сотрудничества компаний Future TV и Mondex International в области использования электронных кошельков Mondex. По технологии Future TV зрители могут теперь выбирать, какие программы им смотреть и когда. Оплата услуг производится с помощью карт Mondex. В результате телевизор пользователя со временем узнает о предпочтениях своего хозяина и сам предлагает ему программы, которые он может захотеть увидеть.
Существующая ситуация, видимо, связана с тем, что некоторые телевизионщики считают новые информационные технологии опасными для себя. До последнего времени основу могущества телевизионных магнатов составляло владение содержанием передаваемой информации и контроль над ним, а также «право собственности» на аудиторию. Появление технологий, осуществляющих «распаковывание» содержания передач (каждый зритель выбирает передачу, а не канал), а также поддерживающих принцип «плати и смотри», угрожают привычной власти телемагнатов и устоявшейся схеме получения доходов.
Тем не менее, переход к «распаковыванию» и «плате за просмотр» неизбежен, поскольку оба эти принципа чрезвычайно привлекательны для потребителя. Недавние исследования показали, что 57 % потребителей предпочли бы оплачивать телевидение по принципу «плати и смотри».
Как уже отмечалось, ЭК с помощью TV должна стать наиболее распространенным способом проведения заочной торговли. По данным опроса, проведенного Gallup по заказу Расе Micro Technology (Pace Micro Technology является крупнейшим в Европе производителем телевизионных цифровых декодеров и устройств Set-top-Box; компания выпустила 2 500 000 приставок digital set-top box), 42 % респондентов ответили, что предпочитают использовать телевизионные приемники для проведения операций ЭК. При этом примерно 25 % респондентов ответили, что не будут использовать технологию ЭК ни при каких обстоятельствах. Среди тех опрошенных, кто собирается когда-нибудь использовать ЭК, 59 % склоняются в пользу интерактивного телевидения, а 37 % — в пользу персональных компьютеров. При этом, как это ни покажется странным, среди компьютерного поколения (молодые люди от 16 до 24 лет) доля людей, предпочитающих интерактивное телевидение персональным компьютерам в качестве средства проведения ЭК, составляет 65 %.