Гипертекстовая природа веб-текста, позволяет реализовать интерактивность страницы сайта

Глубина веб-страницы связана с гипертекстовой природой веб-текста. Это главная его характеристика. У гипертекста есть два свойства, которые представляют его основное отличие от книжного текста. Это интерактивность и связи.

Начнем со второго. Исторически так сложилось, что с английского языка, который для нас был и остается первоисточником всей терминологии в сфере Интернета, hyperlink (гиперсвязь) или просто link (связь) перевели на русский язык как гиперссылка или просто ссылка. Перевод прижился и в какой-то степени отражает смысл термина. Но не в полной. Хотя гиперссылка действительно отсылает — это вроде бы однонаправленное действие, но на самом деле hyperlink делает больше: он связывает. Как будто перебрасывает мостики от одного островка к другому.

Отличие от существующих в книжной традиции структур отсылок: сносок, оглавления, примечаний и т. п. состоит в том, что связи не привязаны к ограниченному числу жестких элементов. Из любого места тексте — там, где в книге могло бы быть отступление, цитата или врезка, всегда ограниченного размера, можно перекинуть мостик в виде гиперссылки на любой объем информации, поясняющий или раскрывающий тему. Это делает текст необыкновенно пластичным и полностью подчиненным читателю.

Выполняется правило: пользователь сам управляет тем усилием, которое ему нужно для восприятия информации, выбирая, переходить ли по ссылкам, читать ли дополнительную информацию и в каком объеме и возвращаться ли назад. При этом пространство веб-страницы которое хотя и не имеет жестких рамок, всегда ограничено, разрастается до бесконечности. Но не в длину, а в глубину, что и позволяет пользователю сжимать или растягивать его по своему усмотрению. Такие мостики можно перекидывать произвольным числом, активно связывая каждую отдельно взятую веб-страницу с множеством других веб-страниц.

Интерактивность означает взаимодействие пользователя и веб-страницы. Возможность размещения на веб-странице активных для действий пользователя зон ведет к тому, что человек может общаться с текстом!

Можно не только поместить на веб-странице стоимость товара, но и тут же перевести ее по текущему курсу в другую валюту по требованию пользователя. Каждый день пользователь может производить это действие заново, не покидая страницы, не беря в руки калькулятор и не узнавая сегодняшний курс, — ему достаточно выразить свое желание, выбрав валюту и нажав кнопку, то есть вступив во взаимодействие с веб-страницей.

Вариантов действий может быть очень много: на сайте можно отвечать на вопросы посетителей, рассчитывать необходимые объемы, принимать заявки, выписывать документы, подставлять в текст нужные значения, отвечать на вопросы, фильтровать результаты и т. п. Все эти действия требуют внедрения в текст результатов работы динамических модулей или связывания их ссылками.

Создание интерактивности — это более сложная работа, которая дальше от работы журналиста-копирайтера и ближе к работе веб-проектировщика и затем веб-программиста. При создании текстов она требует со стороны веб-копирайтера знания о возможностях программных решений, взаимодействия с командой разработчиков сайта.

В Интернете пользователь ожидает от текста гиперактивности и интерактивности.

Это правило вытекает из самой природы Интернета. Веб-копирайтер должен развивать в себе умение почувствовать, когда тот или иной квант информации на веб-странице может стать активным — гиперактивным или интерактивным и создать, самостоятельно или в команде, необходимые дополнительные возможности.

Каждая страница сайта должна быть отрезком пути, ведущего посетителя к вашей цели.

Это потребует от вас умения выстраивать пути посетителя по сайту с помощью текстов, мягко, но неуклонно осуществляя его информационный захват.