Процесс разработки продукта

Хорошее планирование мощностей опирается не только на системную статистику (например, пики и провалы), но и на поведение пользователя. Особенности взаимодействия пользователей с сайтом являются еще одним полезным источником данных который необходимо анализировать, чтобы ваш хрустальный шар оставался по возможности прозрачным.

Если вы управляете работой онлайн-сообщества, вероятно, в вашем распоряжении имеются форумы, на которых пользователи могут создавать новые темы, публиковать комментарии, загружать видеоролики и графику. Наряду с упоминавшимися ранее системными метриками (такими, как потребление дискового пространства, загрузка процессора при обработке видео и графики, время обработки), стоит отслеживать и некоторые метрики пользовательского уровня:

  • количество сообщений на форуме в минуту;
  • количество сообщений за день на одного пользователя;
  • количество загрузок видеороликов за день на одного пользователя;
  • количество загрузок фотографий за день на одного пользователя.

Можно считать, что работа с приложением — это то же самое, что и «вовлечение пользователя» (термин из области маркетинга и управления продуктами).

Вернемся к нашему примеру с планированием базы данных. Мы определили потолок базы данных, измерив аппаратные ресурсы (загрузка процессора, интенсивность дискового ввода/вывода, память и т. д.), установили их связь с ресурсами базы данных (количество запросов в секунду, задержка репликации) и привязали к характеристикам, которые можно измерить с точки зрения взаимодействия с пользователем (количество фотографий на одного пользователя в каждой базе данных).

Именно здесь планирование мощностей связывается с управлением продуктом. Используя накопленную статистику системного и прикладного уровня, вы можете предсказать с некоторой (хочется надеяться, возрастающей) точностью, что вам понадобится для обеспечения будущих потребностей. Но исторические данные это лишь часть общей картины. Если ваша рабочая группа планирует новые функции, можете не сомневаться, что они каким-то образом повлияют на планирование мощностей.

Традиционно в рамках корпоративной культуры разработка продукта отделялась от технологического обеспечения. Специалисты по разработке выдвигают идеи и планы, а технические специалисты создают и сопровождают продукт после его выхода на рынок. Обе группы строят прогнозы для разных целей, но данные, используемые в этих прогнозах, должны быть связаны воедино.

Одним из наиболее эффективных методов работы при планировании мощностей является постоянный диалог с руководством продукта. Понимание графика запуска новых функций гарантирует, что потребности в мощностях не встанут на пути совершенствования продукта. Наличие достаточных мощностей можно рассматривать как технологическое требование, такое же, как время разработки и ресурсы.