Правовая база Интернет торговли

Интернет-магазины получили широкое распространение в последние годы. Это логично: огромная масса людей пользуется Интернетом. Так почему бы там не предоставить интерактивные витрины, где можно заказать (порой и оплатить) товар и получить его по почте или с курьером?

Увы, этот сервис оказался удобен не только для рядовых пользователей, но и для мошенников. Регулярно возникают псевдо-«Интернет-магазины», показывающие Вам товар и предлагающие его за частичную или полную предоплату, но товар этот Вы так никогда и не получите (потому что Вам его и не собирались передавать). Владельцы таких «магазинов» получают доступ к Вашим счетам (деньгам) и распоряжаются ими пока Вы поймете, что были обмануты.

В России столь распространены базы украденных кредитных карт (т.е. полная информация об их владельце, пароли и коды доступа к счету), что зарубежные интернет-магазины зачастую отказываются обрабатывать заказ, сделанный из России, полагая, что оплата, скорее всего, будет произведена по украденной кредитной (или расчетной) карте.

Другой проблемой являются Интернет-магазины, продающие покупателям товар, который в силу каких-либо причин невозможно вывести на легальный рынок (не сертифицированная, украденная, просроченная продукция), или вовсе пытающиеся выдать покупателю то, что он не покупал, но вряд ли будет возвращать в судебном порядке в силу невысокой стоимости товара.

К сожалению, несовершенство правовой базы все еще позволяет существовать подобным мошенникам. Исправить это в самое ближайшее время должен законопроект, который дополнит Закон «О защите прав потребителей», закрепив в нем следующие положения в статье 26.1 (Дистанционный способ продажи товаров):

  1. Продажа товара может быть осуществлена по договору, заключенному на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотографиях, по радио, телевидению или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора (дистанционный способ продажи товаров).
  2. Потребителю до заключения договора должны быть предоставлены информация, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, сведения о порядке и цене доставки товара, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора и его цене.
  3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона.
  4. Потребитель вправе отказаться от товара до его передачи потребителю, а после передачи товара — в течение десяти дней. Потребитель не вправе отказаться от товара, который изготовлен по его заказу в целях исключительно индивидуального пользования, а также от товаров, не подлежащих возврату, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации. При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить потребителю средства, уплаченные потребителем по договору, за исключением расходов, понесенных продавцом по доставке от потребителя возвращенного товара, не позднее десяти дней со дня предъявления потребителем требования о расторжении договора.
  5. Перечень товаров, не подлежащих продаже дистанционным способом, утверждается Правительством Российской Федерации.

Несмотря на все сказанное, нет причин воспринимать интернет-магазины как зло. Автор этих строк посредством таких магазинов делал разные покупки: от книг до сотовых телефонов и ноутбука. Как и в любой торговле, здесь есть и порядочные продавцы, и мошенники. Следуйте советам как выбрать сайт для покупок в Сети и определить надежность интернет-магазина, опубликованным на нашем сайте — это позволит Вам их лучше различать.