основная навигация — это навигация по структуре сайта

Основная навигация представляет посетителю структуру сайта, дает возможность переходить из раздела в раздел, а также из подраздела в подраздел в рамках одного раздела. Элементы навигации являются гипертекстовыми ссылками. Итак: основная навигация — это навигация по структуре сайта. Это накладывает на нее обязательства представлять структуру сайта максимально полно. Требований к ней два:

  1. Позволять посетителю в любой момент перейти на любой из разделов первого уровня (пункты главного меню, отвечают за навигацию но сайту).
  2. Позволять посетителю в любой момент перейти на любой из подразделов того раздела, где он в данный момент находится (пункты подменю, отвечают за навигацию по разделу).

В отношении основной навигации также работает принцип мобильности пользователей (без него никуда). Правда, существуют различия, в основном между ожиданиями американских и русских пользователей.

  • Главное меню американцы ожидают увидеть вверху, а подменю — слева.
  • Русские пользователи главное меню будут искать слева, в видимой части экрана, а подменю, перейдя с главной страницы на какую-нибудь внутреннюю, — на месте основного меню. При этом основное меню может переместиться вверх на американский манер, либо подменю будет раскрываться прямо внутри основного меню, раздвигая его вниз (это делается с помощью сценариев javascript)

Это наблюдение относится не только к различиям в национальном менталитете, но и к тому, как мы ищем информацию на англоязычном и русскоязычном сайтах. По описанию видно, что американский подход удобнее. Но на русской почве он приживается не очень успешно. Есть удачные решения в американском стиле, но неудачных, когда верхнее меню русские пользователи просто не замечают, тоже достаточно.

А теперь, собственно, о задачах веб-копирайтера в отношении основного меню. Он должен разработать названия его пунктов — если этого не сделал информационный архитектор. Условно говоря, нам нужно добиться, чтобы за дверью с надписью «Дрова» действительно лежали дрова и пользователи всегда могли найти, где они лежат. Существует несколько правил, которые нужно соблюдать, выбирая и располагая названия пунктов меню.

  1. Названия должны быть односложными, максимум двухсложными.
  2. Чем важнее для вас пункт меню, тем ближе к началу меню он должен располагаться.
  3. Названия должны отвечать ожиданиям пользователей (тут тоже работает принцип мобильности).
  4. Добиваться соответствия названий ожиданиям можно, тестируя их на пользователях.
  5. Длина названий не должна быть короче 6-7 символов. Чем длиннее название, тем важнее пункт меню.
  6. Название не должно быть слишком длинным: длина ограничивается здравым смыслом и оформлением.

Сайт, позиционировавшийся как каталог фирм, назвал раздел меню «Фирмы». Большая часть пользователей не могла его найти. Существовало два полярных мнения: одно — что сайт очень удобен, другое — что на сайте невозможно что-либо отыскать с помощью основной и вспомогательной навигации.

При исследовании ожиданий пользователей выяснилось, что большинство ищет раздел с названием «Компании» или «Предприятия», совсем небольшая часть — «Организации». «Фирмы» не ищет практически никто. При этом слово «Фирмы» стояло следом за несколькими длинными пунктами, и взгляд его просто «пролетал». Сайт считали удобным те, кто ходил на него по закладкам. Главная проблема удобства состояла в названии. В таком варианте меню просуществовало несколько лет, и в конце концов название «Фирмы» было изменено на «Каталог предприятий». Это самый важный и самый длинный пункт меню (длина соответствует важности), стоит на втором месте, следом за ссылкой «Главная страница» и полностью отвечает ожиданиям пользователей и содержимому раздела.