Техническое задание на создание сайта

Все, о чем мы писали ранее о интернет проекте, перед походом к разработчику оформляется в виде постановки задачи. По-другому это называется концепцией сайта, а иногда — техническим заданием (тогда это будет «предварительное» или «конкурсное» техническое задание, а потом еще будет «техническое задание, которое напишет студия»). Терминология не устоялась, но суть в том, что вам предстоит объяснить разработчику, чего вы хотите от сайта или какой вам нужен сайт. Потому что на вопрос «сколько будет стоить изготовить у вас сайт» мало-мальски грамотный разработчик спросит: «Какой сайт?» Не говоря уже о том, что тот документ, который вы создадите, послужит вам собственно опорой для формирования списка претендентов на разработку вашего сайта.

Мои знакомые заказали caйт и теперь ждут, когда к ним кто-нибудь придет и расспросит про их бизнес. Прошел уже месяц, никто не приходит, и теперь они гадают — что же у них будет на сайте?

Из разговора

Что такое постановка задачи и кто должен ее ставить

Если рассматривать сайт как информационную систему или программный комплекс (а разработчики так его и рассматривают), то существовали и существуют попытки применить соответствующую терминологию и порядок проектирования, основанный на ГОСТе 1989 г. На мой взгляд, эти попытки не совсем удачные — в 1989 г. еще не существовало технологии WWW (она была изобретена в 1994), а в России не было ни маркетинговых и управленческих технологий, ни даже рынка (он в диком состоянии появился в 1991 г., а рыночные технологии еще позже). Поэтому получается натянуто и в любом случае однобоко: написание документации по ГОСТам отнимает много времени, которое не работает на эффективность проекта — ведь нас интересует конечная бизнес-эффективность сайта, его потребительская ценность, проектирование которой ГОСТами не учитывается. Кроме того, ими не учитывается эффективность проектирования интерфейсов, эргономики и пр., то есть создание пользовательской эффективности. Поэтому примем термин «постановка задачи» для описания целевого назначения и функциональности сайта и дальше будем оперировать им.

Постановка задачи должна быть написана в рамках системного подхода. Не пугайтесь, это не так сложно. Классическая формула системного подхода — цели, задачи, ограничения и средства. Цели, задачи и ограничения диктует реальность вашего бизнеса, а средства — технологии разработки. Поэтому в постановке задачи вы работаете над тем, что входит в первые три пункта: цели, задачи и ограничения (плюс условия — сведения о предприятии и внешней среде, в которой оно существует). А разработчик занимается четвертым пунктом — средствами реализации поставленной задачи в рамках заданных ограничений. И получается все гармонично и целесообразно.

Постановка задачи — очень важный этап в работе над сайтом. Если задачи сформулированы правильно и четко, даже неудачно выбранный разработчик справится с проектом. А главная ошибка, которую допускают корпорации при создании сайта, недооценка той добавленной стоимости, которая закладывается на этом этапе. Отсюда недовложение сил, денег и времени и практически сразу обреченный результат. Начнем с оценки времени: на постановку задачи может уйти от одного месяца до года. Соответственно, это время должно оплачиваться: руководителю интернет-проекта — в виде зарплаты, консультанту в виде гонорара, да плюс не забудьте учесть необходимость учиться (дело все-таки новое), что тоже стоит денег, и накладные расходы. От остальных участников процесса, которые перечислены в таблице Примерный состав рабочей группы, потребуются не деньги, а силы. Много сил. И если работа над постановкой задачи не будет признана достаточно важной, то эти силы вам никто не выделит. Так что, приступая к работе, все это нужно осознавать, мотивировать, планировать и финансировать.