Categories
Разработка концепции сайта
26.03.2012 Цели и целевые группы

Разработка концепции сайта

Для начала я все же сделаю одно важное предупреждение. Я очень не советую веб-редакторам, не имеющим достаточного опыта в реализации успешных корпоративных интернет-проектов — а успешных значит продающих, — заниматься этой работой самостоятельно. Чтобы удержать картину, сложить из мозаики действительно работающую систему, нужно иметь аналитический склад ума, знание основ менеджмента и маркетинга, знание правил IT-консалтинга (обследование предприятия и информационных потоков, составление моделей деятельности и системного проекта), опыт в реализации интернет-проектов.

Это качества консультанта-профессионала. Если у вас они имеются, то вперед — и удачи. Но если нет, а предприятие не готово оплачивать услуги консультанта-аналитика, и вам все же придется взяться за разработку концепции самостоятельно, проведите следующую работу:

  1. Запросите оргштатную структуру предприятия.
  2. Определите список подразделений, в которых нужно провести обследование. Начав с определенного списка, по мере обследования вы, возможно, расширите его. Ключевые подразделения, которые обязательно должны быть в списке: отдел маркетинга, отдел продаж, пресс-служба, рекламный отдел, отдел внешнеэкономических связей, отдел материально-технического снабжения, отдел кадров, отдел АСУ, отдел логистики, отдел послепродажного обслуживании и поддержки, отдел дистрибуции, бухгалтерия или финансово-экономическая служба.
  3. Определите список сотрудников, являющихся главными в выбранных подразделениях. Как правило, это руководители подразделений. С ними вы и будете проводить интервью.
  4. Не забудьте включить в список руководителя предприятия или уполномоченное им лицо — заместителя, исполнительного директора и т. п., который в курсе всех дел на предприятии (того самого «крестного отца»).
  5. Подготовьте проект приказа о проекте « Корпоративный веб-сайт предприятия» и попросите руководителя утвердить его. Приказ должен включать положение о проекте, состав рабочей группы, список интервьюируемых сотрудников, сроки проведения интервью, положение о сборе документов. Утвердите приказ у руководства. Позаботьтесь о том, чтобы с приказом были ознакомлены все сотрудники из списка. Примечание: эти бюрократические штучки с подготовкой и утверждением приказов, естественно, необязательны на тех небольших предприятиях, где люди и так принимают к исполнению указания руководства, без всяких приказов.
  6. Подготовьте вопросы для интервью.
  7. Проведите интервью. В процессе его проведения давайте вашим собеседникам выговориться, но старайтесь направлять беседу в нужное русло. Помните: вы знаете об интернет-маркетинге больше всех на предприятии, но ваши собеседники знают о своих сферах компетенции больше вас. Ведите беседу между Сциллой и Харибдой бизнеса и интернет-маркетинга. И помните: бизнес первичен. Сначала бизнес, потом сайт. Не диктуйте собеседнику свое видение, умейте слушать. Помните: как гласит английская поговорка, «дьявол всегда в мелочах», «Великий бог детали» (В. Пастернак) отличает достойную вещь от подделки. Сосредоточивайтесь на нюансах, предельно проясняйте для себя каждый постулат разговора. Используйте правило пяти «почему»: для того, чтобы прояснить любую мысль и выйти на истинные истоки того или иного явления, последовательно задавайте собеседнику пять «почему» (конечно, в разнообразных формах, а то вы рискуете не добраться даже до третьего). Это непросто, это занудно, но вы будете вознаграждены полным пониманием предмета. Темой ваших интервью должны быть бизнес-процессы подразделений: чем подразделение занимается, с кем работает за пределами предприятия и внутри него, каковы обязанности сотрудников, что на входе, что на выходе, что внутри процесса. Таким образом, вы получите контекст, из которого затем сможете формировать объемное представление о роли сайта в жизни предприятия.
  8. Составьте отчет по результатам интервью. В него вы включите описание целевых групп, порядок работы с ними, конкурентные преимущества предприятия, описание входящих, исходящих и внутренних информационных потоков, цели выхода предприятия в Интернет. Поскольку информационные потоки крупного предприятия многообразны, запутаны и сплетены, сразу ориентируйтесь на те подразделения и те потоки, которые так или иначе могут задействовать Интернет/интранет в своей работе.
  9. Составьте концепцию сайта (постановку задачи). Включите в нее собранные данные и разработанные документы, аналитический отчет (см. предыдущий пункт). Подробнее о постановке задачи (концепции сайта) мы напишем позже.
  10. Согласуйте концепцию с рабочей группой, утвержденной приказом.
  11. Согласуйте концепцию с экспертами.
  12. Согласуйте концепцию с руководителем предприятия.
  13. Утвердите концепцию у руководителя предприятия.

Выполнение этого списка в полном объеме для неспециалиста — практически неподъемная задача. Еще одно препятствие — если на предприятии еще не назрела «революционная ситуация»: люди сомневаются, что эти беседы имеют смысл, работа не идет. Особенно сложны ДЛЯ выполнения пункты с согласованием. Если вы чувствуете, что не можете справиться, подходите к делу проще. Считается, что если тот или иной источник информацию не дает, это место в общей модели опускают. Если согласования не приносят пользы, а дело тормозят, обходитесь без них. Может случиться, что, выполнив «легкий» вариант концепции, вы сможете вернуться к ней позже и глубже проработать те места, которые не дались вам сразу: изменится и ваш уровень работы, и может статься, ситуация на предприятии.

После того как ваша концепция будет реализована и превращена в сайт, на последнем этапе, с помощью списка организационных мероприятий вы сможете наконец-то разделить бремя сопровождения сайта. Информация на сайт должна заноситься в тех подразделениях, где она производится с помощью системы управление контентом. Именно для этого пригодятся собранные вами формы документов: они будут преобразованы в веб-формы и веб-интерфейсы как для внешних, так и для внутренних целей.

Добавить комментарий
*