Дальнейшая роль подразделений в работе над сайтом, помимо разработки его образа это решение идеологических и технических вопросов, в зависимости от конкретики бизнеса

Мы определили видение будущего сайта. Что дальше? Какова дальнейшая роль подразделений в работе над сайтом, помимо разработки его образа? От образа перейдем к конкретике бизнеса.

Идеологические вопросы

Прежде всего нужно идентифицировать вашу потребность в сайте: какие цели перед ним стоят, какие задачи он будет выполнять и как именно. При работе над этой группой вопросов на первый план выходят отделы, работающие с клиентами и для клиентов: отделы маркетинга, продаж, внешнеэкономической деятельности, дистрибуции, рекламы, Public relations. А также нужно спросить мнение отдела материально-технического снабжения (поставок), отдела логистики и отдела инноваций (R&D): какие функции, выполняемые на сайте, могли бы облегчить им работу.

Имейте в виду, что в отделах работают люди, которые прекрасно знают свой участок работы, но не очень хорошо представляют, что может современная веб-разработка сделать именно для них. Подготовьтесь к разговору, изучите сайты, сходные по назначению с вашим, и обязательно попробуйте с ними поработать в режиме решения конкретных задач; почитайте литературу, сходите на семинары и выставки. Служите проводником для сотрудников своего предприятия, обсуждайте с ними идеи, которые у вас возникнут, постарайтесь глубже понять реалии их работы.

Технологические вопросы

К ним относится вопрос о выборе разработчика, увязанные с этим вопросы о выборе технологии веб-разработки, о хостинг-провайдере и вопросы о технических аспектах внедрения сайта на предприятии. Кажется, что все их должен решать отдел АСУ или в отсутствие оного системный администратор. Однако это неверное предположение. Отделы АСУ, которые могут осознанно и безошибочно решить вопрос о технологиях разработки и системном управлении сайтом, скорее редчайшее исключение, чем правило.

Выбирать технологию веб-разработки (какой «движок», то есть программное обеспечение с определенными функциями, использовать для разработки сайта) однозначно должен веб-редактор, поскольку этот вопрос тесно связан с выбором веб-разработчика. Выбрать технологию — это все равно что выбрать разработчика. И наоборот. Дело в том, что существует общее для всех и заказчиков, и разработчиков — понимание: сайт должен быть построен на современной технологии (естественно, что в каждый отдельно взятый момент времени в понятие «современный» вкладывается разный смысл). Однако нет такого движка, который является общим для всех разработчиков стандартом: более того, многие студии владеют собственным программным обеспечением, которое стремится отвечать современным требованиям и постоянно дорабатывается. Лишь часть студий в работе используют чужие, покупные движки. Это реалии российской веб-разработки, и это совсем неудивительно.

В период становления и бурного роста отрасли веб-разработки, который продолжался до недавнего времени, сотрудники веб-студий решали индивидуальные проблемы клиентов с каждым новом заказом, то есть постоянно, и поиски решений на стороне на этапе роста отрасли не могли дать эффекта, необходимого здесь и сейчас. Кроме того, и клиентам нужна не стандартизация, а индивидуальность. Ждать, пока разработчики некоего общего программного обеспечения предложат надежное решение этих проблем, которое, с одной стороны, отвечает стандартам качества и сложившимся де-факто стандартам отрасли, а с другой стороны, учитывает нюансы конкретной ситуации, они не могут. Да и неоткуда ждать, на самом деле.

Существует несколько сложившихся де-факто неофициальных стандартов на дизайн интерфейсов, визуальный дизайн, дизайн навигации и т. п. Существует также официальный отраслевой стандарт консорциума W3C на верстку веб-страниц (http://www.w3c.org). При выборе веб-разработчика желательно понимать, будет ли он следовать этим стандартам. Однако это требует очень глубокого знания предмета и слишком пристального внимания к мелочам. Лучше обращать внимание на общее качество работ и управления проектом.

Кроме того, выбор веб-разработчика — это решение не только технологических, но и гуманитарных вопросов. Как то: оформление сайта, таксономия разделов (выбор правильных названий в иерархической структуре) — решение маркетинговых, имиджевых, рекламных и т. п. задач, наконец, разработка юзабилити (эргономических показателей удобства пользования сайтом). При выборе веб-разработчика нужно учитывать и эти его умения. Во всем же, что касается гуманитарных вопросов и вопросов вкуса, мнение отдела АСУ и системного администратора лучше не спрашивать.

Но отделы АСУ все-таки должны принимать участие в решении вопросов, связанных с внедрением сайта. А именно в вопросах стыковки информационных потоков, идущих через сайт, с информационными системами предприятия, то есть в вопросах организации информационного обмена и электронного документооборота. Это как раз их непосредственная обязанность, и эти вопросы критически важны для сайта, который будет использован в бизнес-процессах работы с клиентами, а также в некоторых других. Например, в бизнес-процессе расчета оптимальной комплектации вагонов, расчета железнодорожного тарифа на перевозку груза из пункта А в пункт Б и прочее. Эти расчеты выполняются (или должны выполняться) специальными программами или различными информационными системами, и обеспечить их интеграцию с сайтом бывает необходимо. А кстати, в рабочую группу нужно, помимо отдела АСУ, привлечь другие обеспечивающие подразделения, например, отдел логистики.

Выбором разработчика должен заниматься руководитель интернет-проекта, веб-редактор, при недостаточном знании рынка и критериев выбора — с помощью консультанта. А как выбирать веб-разработчика, используя вполне конкретный алгоритм, мы рассмотрим далее.