Состояние рынка в мире

обороты электронной коммерции

Объемы операций через Интернет постоянно растут. В 1995 г. оборот продаж/покупок по Интернету составлял около $300 млн (Coopers&Lybrand). По данным компании ActiveMedia общий объем сделок в рамках систем электронной коммерции в мире в 1996 г. составил $2,7 млрд, а в 1998 г. достиг $73,8 млрд. По данным отчета исследовательской компании eMarketer, в 2000 г. мировые обороты по электронной коммерции составили $185 млрд, в 2001 г. они увеличатся до $336,2 млрд, в 2002 г. — составят $684,3 млрд, а в 2003 г. достигнут $1,26 трлн.

Похожая оценка для 2003 г. дается компанией IDC. По прогнозам IDC к 2003 г. объем операций ЭК достигнет уровня $1,3 трлн. Ожидается, что к 2005 г. более 10 % всех торговых операций в мире будет производиться с использованием средств электронной коммерции.

Аналитики eMarketer утверждают, что в общих доходах электронной коммерции в 2000 г. доля В2В составляла 79,2 %. В дальнейшем эта доля будет только увеличиваться: в 2001 г. она составит 82,5 %, а к 2003 г. достигнет 87 %.

По оценкам компании Forrester Research в 2004 г. обороты электронной коммерции в корпоративном секторе составят $2,7 трлн. По мнению аналитиков рост объемов будет происходить в основном за счет рынков Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Более половины транзакций ЭК (около 51 %) будет осуществляться в Северной Америке. Объем второго по величине, Азиатско-Тихоокеанского рынка, составит 23 % от всего объема ЭК. Лидером в этом регионе останется Япония. Объем европейского рынка оценивается в 22 % от всего объема ЭК.

По прогнозам исследовательского центра IDC, доходы европейских В2В-компаний, составившие в 2000 г. 61 млрд евро ($57,3 млрд), к 2005 г. взлетят до 1,5 трлн евро. Самым динамично развивающимся направлением европейского В2В-бизнеса в следующие четыре года будут торговые площадки в Интернете (emarketplaces). В течение периода до 2005 г. эти площадки будут приносить наиболее высокий доход, который будет складываться преимущественно из поступлений от электронных сделок, заключения партнерств и дополнительных услуг, таких как, например, электронный консалтинг.

Лидером рынка В2В-коммерции в ближайшие годы останутся США — в 2003 г. их доля на этом рынке составит 59 % ($ 747 млрд). По прогнозам eMarketer, до 2003 г. будет наблюдаться рост популярности онлайновых торговых площадок и бирж. Будут усложняться и совершенствоваться предлагаемые ими услуги. Причем основными игроками на этом рынке станут небольшие компании. Сейчас в онлайновой торговле принимают участие только 8 % малых компаний, но к 2003 г. их доля возрастет до 72 % и их доходы от этой деятельности достигнут $230 млрд.

По данным компании Boston Consulting Group (BCG) в 1999 г. скорость роста годового объема операций, выполненных через системы электронной коммерции (ЭК), составила около 200 % для Европы и 145 % для США.

В четвертом квартале 2000 г. американцы потратили $ 8,562 млрд в секторе В2С и впервые в истории перешагнули рубеж в 1 % от общего объема розничных продаж в США.

В отчете Департамента Коммерции США говорится, что за период с октября по декабрь 2000 г. американцы купили на 35,9 % больше товаров, чем за предыдущий квартал, что свидетельствует о неослабевающем интересе к покупкам через Интернет в Америке, даже несмотря на общее замедление развития экономики. Лидерство в Европе по числу любителей делать покупки через Интернет принадлежит Швеции, где таким способом покупают товары 2,5 % населения страны. Как показало исследование компании Jupiter Media Metrix, число интернетпользователей в Швеции достигло рекордного уровня. Согласно этому исследованию, в феврале 2001 г. 4,23 млн шведов выходили в Интернет. В общей сложности Интернет использует 59 % всего населения страны в возрасте от 12 до 79 лет, что составляет максимальный показатель среди европейских стран. 65 % мужчин и 54 % женщин хотя бы один раз в месяц выходят в Интернет.

«Несмотря на более низкую степень развития электронной коммерции, Германия и Великобритания являются наиболее важными рынками благодаря размерам их экономики. Вместе они составляют 60 % европейского рынка и отвечают за большую часть роста в абсолютном значении (в том числе трехкратного роста в течение одного года)», — говорится в отчете Boston Consulting Group.

Небольшая доля продаж через Интернет во Франции объясняется национальной спецификой. Уже 20 лет во Франции распространены дешевые устройства Minitel, позволяющие входить в некий национальный аналог Интернета и делать там покупки. Оборот в этой сети превышает оборот Интернет-торговли в любой другой европейской стране — $1,32 млрд.

Значительно отличаются методы платежей. В Германии и скандинавских странах менее 20 % покупок через Интернет оплачивается кредитными картами, а в Британии, Франции и Италии кредитки используются очень широко. Более 90 % онлайновых платежей Великобритании оплачивается карточками.

К 2003 г. по прогнозу Jupiter Communications покупки через Интернет в Европе будут совершать 40,2 млн человек.
Структура электронных покупок в 1998 г. имела следующий вид:

Ожидается, что доля продаж авиабилетов в ближайшие годы увеличится до 35 %, в то время как доля продаж компьютеров, наоборот, уменьшится до 16%. Согласно отчету, проведенному компанией Census Bureau, пользователи Интернета в 2000 г. потратили на покупки $28 млрд, что превысило аналогичные показатели за 1999 ($17,3 млрд) и 1998 годы ($7,7 млрд). Пользователи потратили больше всего денег на покупку авиабилетов — $7,8 млрд (27,9 %). На покупку ПК в Интернете было потрачено $5,1 млрд (18,2 %), а на бронирование номеров в отелях $2,1 млрд (7,5 %). При этом через Интернет производилось 24 % всех продаж компьютерного оборудования. На покупку программного обеспечения пользователи потратили $1,3 млрд (4,6 %), что составило 21 % от всего объема данного рынка. По прогнозам этой же компании объем продаж в секторе В2С в 2001 г. составит $ 65 млрд. Таким образом, рост этого сектора электронной коммерции составляет 46 % в год.

Согласно последнему отчету компании Boston Consulting Group объем продаж в секторе В2С в 2000 г. равнялся $44,5 млрд, что составило 1,7 % от всего объема в розничном секторе.

Набирают обороты и новые виды электронных покупок. Все более популярной становится торговля через Интернет ценными бумагами. Так, по итогам первого квартала 2000 г. объем торгов ценными бумагами вырос на 69 %, а размер активов счетов пользователей впервые перевалил за $1 трлн. Лидером рынка является онлайновый брокер Charles Schwab. На втором месте E-Trade.

Интернет меняет и формы торговли. Большой популярностью пользуются электронные аукционы, превращающиеся из увлекательной экзотики в основной способ торговли в виртуальной экономике. По мнению экспертов, объем продаж через потребительские аукционы будет стремительно расти от $1,4 млрд в 1998 г. до $19 млрд в 2003 г. Интересно, что в 1998 г. 75 % всего объема продаж на аукционах составляли компьютеры и все, что с ними связано. К 2003 г. эта цифра упадет до 27 %. Наиболее крупные известные компьютерные аукционы: OnSale, uBid и Cyberian Outpost.

Среди аукционов для потребителей можно выделить две крупные категории — продажа остатков и торговля коллекционными предметами. OnSale, Cybershop, Sharper Image и Cyberian Outpost продают остатки, а недавно запущенный компанией Amazon аукцион Auctions, с которым подписали договор о сотрудничестве уже около 170 торговцев, ориентированы на коллекционеров антиквариата, марок, монет, комиксов и старых пластинок.

Аукционы распространяют свое влияние на самые разные области торговли. Эксперты компании Forrester предсказывают, что очень скоро все — от маек до автомобилей — будет продаваться через Интернет по договорным ценам. Меняться будет и структура аукционов. В 1998 г. 70 % всех аукционных продаж составили продажи «от одного человека другому», а остальные 30 % были продажи в секторе В2С. В 2003 г. доля последних возрастет до 66 %.

В заключение, говоря об аукционах, нельзя не упомянуть крупнейший аукцион eBay. На начало 2000 г. рыночная стоимость акций этого аукциона составляла $18 млрд. На аукционе eBay зарегистрировано 4 млн клиентов. Аукцион поддерживает около 90 тематических групп, что привлекает к нему продавцов — продавца интересует не общее число клиентов какого-либо аукциона, а число клиентов, интересующихся его товаром (находящихся в его тематической группе).

Рассказывая об электронных аукционах и биржах, нельзя не упомянуть и таких монстров, как MetalSite (торговля металлом), World Chemical Exchange (работает с 4000 химических компаний, продающих и покупающих на ее Web-узле излишки продукции), Ariba и Commerce One.