При моделировании социальных сетей, взаимного влияния их членов, динамики их мнений и т. д. возникает необходимость учета факторов (эффектов), имеющих место в реальных социальных сетях. В целом, в реальных социальных сетях могут иметь место следующие эффекты и свойства, обусловленные как характеристиками и потребностями агентов (оказывающих влияние и подвергающихся влиянию), характером их взаимодействия, так и свойствами самой социальной сети:
  1. наличие собственных мнений агентов;
  2. изменение мнений под влиянием других членов социальной сети;
  3. различная значимость мнений (влиятельности, доверия) одних агентов для других агентов;
  4. различная степень подверженности агентов влиянию (конформизм, устойчивость мнений);
  5. существование косвенного влияния в цепочке социальных контактов; уменьшение косвенного влияния с увеличением «расстояния» ;
  6. существование «лидеров мнений» (агентов с максимальным «влиянием»), формализация индексов влияния;
  7. существование порога чувствительности к изменению мнения окружающих;
  8. локализация групп («по интересам», с близкими мнениями);
  9. наличие специфических социальных норм;
  10. учет факторов «социальной корреляции» (общих для групп агентов);
  11. существование (обычно менее значимых) внешних факторов влияния (реклама, маркетинговые акции) и, соответственно, внешних агентов (средства массовой информации, производители товаров и т. п.);
  12. наличие стадий — характерных этапов динамики мнений членов социальной сети (например, процесса диффузии инноваций);
  13. лавинообразные эффекты (каскады);
  14. воздействие структурных свойств социальных сетей на динамику мнений:
  • чем больше у агента связей, тем, с одной стороны, больше у него возможностей через свое окружение повлиять на всю сеть, а с другой — больше уязвимость к чужому влиянию;
  • эффект кластеризации (чем выше плотность связей активных агентов-соседей, тем больше вероятность изменения состояния связанного с ними агента; см. ниже связанное понятие «сильная связь» («strong tie»));
  • локальная промежуточность (чем больше промежуточное значение (см. ниже) агента, тем, с одной стороны, больше его значение в распространении мнения/информации из одной части сети в другую (роль информационного брокера), а с другой стороны, меньше его влияние на агента-соседа; см. ниже связанное понятие «слабая связь» («weak tie»3));
  • малый диаметр социальной сети обусловливает короткую цепочку распространения мнения в сети;
  1. активность (целенаправленное поведение) агентов;
  2. возможность образования группировок, коалиций;
  3. неполная и/или асимметричная информированность агентов, принятие ими решений в условиях неопределенности;
  4. нетривиальная взаимная информированность (рефлексия) агентов;
  5. игровое взаимодействие агентов;
  6. оптимизация информационных воздействий;
  7. информационное управление в социальных сетях.

Перечисленные эмпирические эффекты и свойства, находят отражение в моделях, претендующих на адекватное описание реальных социальных сетей.