Администрирование и заполнение сайта информацией (контентом)

Администрирование и заполнение сайта информацией (контентом) может осуществлять та же компания, которая разрабатывала этот сайт. Иногда это связано с устаревшей технологией, при которой программная оболочка сайта и контент увязаны в одном программном коде, так что изменить информацию можно лишь при вмешательстве в код: тогда вам ничего другого не остается, как отдавать сопровождение сайта на аутсорсинг для правки кода в ту же студню, которая сайт разработала. Это очень тормозит дело, владеть таким сайтом крайне неэффективно.

Другой выход для управления подобным сайтом — взять на работу человека, владеющего языками программирования, для администрирования сайта. В этом случае вы попадаете не просто в зависимость, а в настоящую кабалу. Уходит такой человек или просто плохо работает— вместе с ним уходит или плохо работает ваш сайт. И вы никогда не сможете заранее оценить его компетентность. Кроме того, технари обычно плохо решают гуманитарные и бизнес-задачи, но при этом стремятся доминировать и держать вас в положении «чайника» на основании своих «тайных знаний» о технологиях.

Все должно быть наоборот: технология — это инструмент, инструмент не должен доминировать над целью. Есть также специализированные контент-агентства или отделы контент-сопровождения при веб-студиях, которые возьмут работу по обновлению сайта на себя. Это помогает, если вам категорически не хватает собственных рук.

Однако современные успехи веб-разработки позволяют владельцу сайта управлять контентом самостоятельно. Ему предоставляется возможность вносить информацию через систему управления сайтом — набор пользовательских интерфейсов — непосредственно на сайт, без посредников. Языков программирования знать не нужно, степени бакалавра computer science и т. п. не требуется, для технической стороны дела достаточно знаний на уровне рядового пользователя компьютера. Именно технологическое развитие позволяет современным владельцам сайтов вытащить ноги из болота технических заморочек, необязательных подрядчиков и прочих радостей периода «дикого сайтостроительства» и заняться, собственно, тем, для чего им и нужен сайт и автоматизацией бизнес-процессов.

А потребности в сайте очень разные — ведь даже у похожих между собой видов бизнеса взгляды на преимущества интернет-маркетинга, развитие и внешнее представление разнятся. В зависимости от потребностей предприятию необходимо обучать своих сотрудников работать в новых обстоятельствах, которые создает Интернет.

Если выстроить пирамиду потребностей, реализуемых через Интернет, то в основании окажется потребность в распространении положительной информации о предприятии. От качества информации зависит имидж компании в глазах потребителей, партнеров, инвесторов. К качеству текста в вебе предъявляются требования, отличные от требований к печатному тексту. Это касается построения предложений, размера строк, разбиения текста на разделы и т. и. Кроме того, сайт должен регулярно обновляться, чтобы у посетителей была четкая временная привязка, представление об актуальности информации, ощущение того, что предприятие живет и дышит. Всем этим должен заниматься веб-редактор.

Пирамида потребностей предприятия в Интернете

Это человек, который знает все вышеперечисленные требования, владеет основами языка разметки веб-страниц HTML (хотя бы минимальными), умеет оптимизировать изображения под веб, грамотно владеет русским языком и способен решать через сайт поставленные маркетологами задачи. Кроме того, веб-редактор должен уметь наладить систему сбора информации внутри компании и превращать информацию в новости, статьи и пр. Последняя функция уже принадлежит PR-службе, так что на управление контентом можно взять нового, специально обученного специалиста или обучить PR-менеджера.

На следующем уровне располагается потребность в размещении информации отделов продаж и закупки — размещение прайс-листов, каталогов, потребностей, информации о проводимых тендерах и т. п. Управление этой информацией также может идти через веб-редактора, однако, если вал информации достаточно велик и у вашего сайта имеется удобная система управления, логично передать эту функцию в отделы. Тот же специалист, который вносит изменения в прайс-лист или формирует список потребностей предприятия, получает возможность незамедлительно внести новый документ на сайт. Это потребует лишь минимального обучения.

Следом возникает потребность в обратной связи — интерактивности. Разместив прайс-лист или каталог, мы ожидаем заказов на выбранную потребителем продукцию. Нужно обеспечить их прием, то есть своевременную обработку. Естественно, эта функция, как с Интернетом, так и без него, принадлежит отделу продаж. Кроме того, нужно дать покупателям возможность задавать вопросы через сайт и высказывать свои пожелания и замечания, участвовать в опросах, касающихся продукции. ценовой политики или имиджа предприятия, его конкурентов или ожидании покупателей. Это зона ответственности маркетологов, которые инициируют проведение опросов и рассылок, а также анализируют реакцию посетителей. И конечно, не нужно забывать о маркетинговой информации, которую Интернет, как технологическая оболочка, поставляет владельцам сайта — нужно только уметь ее извлечь.

Коммерческим предложениям и заявкам на участие в тендерах — прямая дорога в отдел снабжения. А от работников отдела снабжения требуется умение своевременно выставлять информацию о потребностях и проводить электронные тендеры.

Запросы от средств массовой информации пойдут в PR-отдел. Для рекламистов интерактивность открывает свои возможности — онлайновые конкурсы и поддержка офлайновых рекламных акций, игры с раскруткой марки или продукции компании.

На самом высоком уровне находится потребность в осуществлении через Интернет торговых операций. В сеть выводится традиционный цикл продаж, полностью или частично. Интернет создает новые рынки, и работа на этих рынках требует своих профессионалов — специалистов но электронной коммерции. Исходя из известного постулата о том, что сначала должна быть коммерция, а потом электронная коммерция, специалист по электронной коммерции обязан разобраться в бизнесе компании и на эту основу наложить законы интернет-маркетинга.

Помимо люден, которые ведают информационной поддержкой интернет-сайта, на предприятии должны быть специалисты, занимающиеся техническим сопровождением готового сайта, сбором данных и планированием сетевых ресурсов. Как правило, это системные администраторы, которым также нужны некоторые дополнительные знания.

Подытожим: веб-редактор отвечает, прежде всего, за веб-информацию. Это внутренняя информация сайта (не важно, кто ее размещает: сам веб-редактор или сотрудники подразделений), а также информация, размещаемая о компании в Интернете. Он должен быть в курсе всех дел на предприятии, чтобы информация сайта была актуальной. В его ведении взаимодействие с веб-разработчиками, рекламными интернет-агентствами и сотрудниками подразделений, задействующими сайт в своей работе.