Информационное влияние, управление и противоборство

Cоциальные сети в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления и ареной информационного противоборства. Поэтому при рассмотрении моделей, учитывающих информированность агентов (т. е. ту информацию, которой они обладают на момент принятия решений), традиционно выделяют три вложенных класса моделей:

  • информационного влияния,
  • информационного управления
  • информационного противоборства.

Модель информационного влияния дает возможность исследовать зависимость поведения субъекта от его информированности и, следовательно, от информационных воздействий. Имея модель информационного влияния, можно ставить и решать задачу информационного управления — какими должны быть информационные воздействия (с точки зрения управляющего субъекта), чтобы добиться от управляемого субъекта требуемого поведения. И, наконец, умея решать задачу информационного управления, можно моделировать информационное противоборство — взаимодействие нескольких субъектов, обладающих несовпадающими интересами и осуществляющих информационные воздействия на один и тот же управляемый субъект. Если модели информационного влияния (социального влияния в терминах социологии и социальной психологии) являются предметом многочисленных исследований на протяжении уже более полувека, то математические модели именно информационного управления и информационного противоборства в социальных сетях, а тем более — комплекс этих задач, почти не исследованы. Поэтому настоящая работа представляется (по крайней мере, авторам) в некотором смысле пионерской.

Далее рассматривается информационное влияние агентов на формирование мнений друг друга в социальных сетях (модель в целом следует традиции использования марковских цепей для исследования социальных сетей). Структура сети описывается с помощью введенных понятий: сообщество (множество агентов, которые не подвергаются влиянию агентов вне него), группа (сообщество агентов, в котором любые два агента прямо или косвенно влияют друг на друга) и спутник (агент, не оказывающий влияния ни на одну из групп). Предположим, что в каждой группе хотя бы один агент хоть сколько-нибудь доверяет своему мнению. Как оказывается, тогда в конечном итоге мнения спутников определяются мнением групп, а внутри групп мнения агентов сходятся и равны (общие необходимые и/или достаточные условия сходимости — правильность цепи Маркова). В такой социальной сети представляется вполне естественным рассмотрение задачи информационного управления (изменение мнений, репутации и/или доверия небольшого множества ключевых агентов в сети таким образом, что в результате распространения изменения мнений формируются требуемые мнения участников всей сети или ее части.

Выше были выделены три компонента модели социальной сети: мнение, доверие и репутация. Так как управление есть воздействие на управляемую систему с целью обеспечения требуемого ее поведения, то предметом управления в социальной сети могут выступать мнения агентов, их репутация и доверие друг другу.

Также ставится и анализируется теоретико-игровая задача информационного противоборства нескольких игроков в сети. При этом можно выделить два случая. Если несколько игроков, осуществляющих информационные воздействия, выбирают свои действия одновременно — их взаимодействие описывается игрой в нормальной форме. Если же последовательный порядок ходов этих игроков фиксирован, то получаем игру типа игры «защита-нападение».