Самое важное в работе над сайтом — разработать систему целей и задач.

Самое важное в работе над сайтом — разработать систему целей и задач. Чтобы удобнее было ориентироваться, можно разделить все типы сайтов на три модели: корпоративно-коммерческая модель, контент-проект и сервисный сайт. Могут существовать пересечения и гибриды этих моделей, например, контент-проект и сервисный сайт могут создавать общую модель.

Как контент-проект, так и сервисный сайт могут служить частью корпоративной модели. В свою очередь, контент-проект, сервисный сайт или их гибрид может быть коммерческим -например, окупаться за счет размещения рекламы, а может быть некоммерческим. И так далее. Поэтому начиная работу над сайтом, нужно в первую очередь определиться не столько с моделью, сколько с целями существования сайта. А модель и составные части сайта сложатся исходя из ваших целей и задач или же некой суперидеи, которую нужно также суметь разложить на цели и задачи.

Самое важное — это отделить главное от второстепенного, четко понять, за счет чего будет существовать сайт, нужна ли ему окупаемость, и если нужна, то какие именно возможности сайта будут ее обеспечивать, а какие — служить бесплатным приложением.

То, что говорит пользователь о своих потребностях, — это не совсем то, что он думает, а то, что он думает. — это совсем не то, что ему нужно на самом деле.

Из опыта системных аналитиков

Как ни странно, обычно самая сложная ситуация с целями у корпоративного сайта: часто можно услышать, что «нам сайт нужен только для информирования, наши покупатели никогда не будут покупать через Интернет» и тому подобные мнения.

Это связано прежде всего с незнанием всей полноты возможностей, которые открывает владение корпоративным сайтом и преимуществ интернет-маркетинга. Но это нестрашно; подробнее о том, что корпоративный сайт — это всегда канал продажи, и что простое информирование работает и на продажу, и на другие цели тоже, мы поговорим дальше. А пока посмотрим, с какими целями обычно делаются сайты.

С какими целями делается сайт 

Таблица. Типичные цели корпоративно-коммерческого сайта

Цель

Выгода для предприятия

Выгоды для

клиента

Как достичь успеха

Дать информацию о предприятии Клиенты, которые ищут рабочую информацию о предприятии, находят ее с помощью сайта. При недоступности других источников (нет под ру­кой справочника, утерян нужный телефон, нет возможности узнать режим работы и т. п.) кли­енты тем не менее получают доступ к корпоративной информации, причем очень быстро. Сни­жается нагрузка на секретарей и других контактных лиц и их телефонные линии Информация доступна очень быстро и в ре­жиме 24/7 — круглосуточно 7 дней в неделю. Информация но­сит всеобъемлю­щий характер (посетителю доступно много разнообразной и взаимосвязанной информации) Вашим клиентам должен быть известен адрес сайта ва­шей компании. Ваш сайт дол­жен находиться в первых строках при запросах назва­ния вашего предприятии в поисковых системах (Yandex.ru, Rambler.ru, Google.com, Mail.ru для рус­скоязычного поиска). На сай­те необходимо обеспечить полноту корпоративной и коммерческой информации и удобство ее восприятия
Создать определенный имидж, донести опреде­ленное послание Имидж сайта поддерживает или корректирует имидж предприятия, создает репутацию, которая содействует доверию (лояльности) клиентов Решение о репутации предприятия принимает­ся спонтанно, без лишних уси­лий Оформление и содержание вашего сайта должно соответ­ствовать современным стан­дартам, выполняться в соответствующем репутации стиле, отвечать видению сай­та и помогать клиентам быст­ро определить ваш имидж. Подробнее «Определение видения сайга. Метод эпитетов»
Сопровождение клиентов, хране­ние истории вза­имных отноше­ний. направление внешних и внутренних информационных потоков и их увязывание через сайт Снижение издержек на обслуживание клиента. Улучшенный контроль исполнения. Сбор, обра­ботка и накопление ценной клиентской и марке­тинговой информации. Ускорение оборачиваемо­сти информации. Технологичность хранения, возможность многоцелевого использования ин­формации в информационных системах предприятия Снижение из­держек на ком­муникации Нужно обеспечить качествен­ную постановку задачи при проектировании сайта и ре­шить организационные во­просы. Предусмотреть сты­ковку сайта с другими информационными системами предприятия для оперативного обмена информацией, обеспечить электронный документооборот
Привлечение но­вых клиентов и партнеров, увели­чение доли рынка, выход на новые рынки Дает возможность выигрыша в конкурентной борьбе в Интернете – там, где конкурентная борьба пока не столь остра и есть возможность достичь реальных побед над конкурентами, с ко­торыми традиционными способами вам соперничать сложно. Наличие обученного персонала и качественного функционального сайта на данном этапе является конкурентным преимуществом и этим надо пользоваться.

Для локального бизнеса есть возможность пре­одолеть географические границы: во-первых, больше узнать о потребностях покупателей за пределами вашего традиционного географическо­го региона за счет интерактивности, обратной связи и анализа интернет-статистики; во-вторых, наладить взаимоотношения с покупателями из других часовых поясов и с теми, кто испытывает ограничение в доступе к другим средствам информации: например, с зарубежными партнерам.

Возможность найти нового, более привлека­тельного или уникального поставщика или партнера Посмотрите на свой сайт глазами удаленного клиента или партнера, который прежде никогда не слышал о вашей компании. Сделайте так, что­бы он легко и просто смог найти всю необходимую информацию. включая инфор­мацию на английском и/или других иностранных языках для иностранных посетите­лей. И как минимум ваш сайт должен быть известен поисковым машинам, так что не забудьте про поисковую оптимизацию

Конечно, это далеко не все возможные цели, но эти цели — самые распространенные и самые типичные. Есть еще ряд менее типичных целей, часть из них перечислена в таблице ниже. Ну а о каких-то незначительных или совсем нетипичных целях я не скажу ничего по той простой причине, что перечислить все просто невозможно. Думайте сами все в ваших руках. У вас масса возможностей для творчества и покорения неизведанных горизонтов.

Таблица. Менее частые типичные цели корпоративно-коммерческого сайта

Цель

Как достичь успеха

Привлечь поставщиков Разместить информацию для поставщиков на сайте и провести рекламные мероприятия
Работать с иностранной аудиторией Создать иноязычный раздел (разделы). Создать среду для работы переводчика. Провести меро­приятия по регистрации сайта в локальных катало­гах, справочниках и т. и. Провести мероприятия по локальному поисковому продвижению.
Распределить поток кли­ентов между географическими филиалами Вынести на сайт сервис локализации. Произвести внутреннюю настройку (баз данных и программ об­работки данных). Разработать регламент работы географических филиалов.
Снизить издержки Довести автоматизацию процесса продаж до преде­ла и постоянно ее углублять. Провести максималь­ную интеграцию информационных систем с сайтом (бухгалтерия, склад, клиентские программы — CRM, биллииг, тарифы на перевозки и т. п.)
Проводить рекламные акции Создать промо-сайт или страницу на основном сай­те с выделенным, запоминающимся адресом. Про­вести рекламные мероприятия.
Проводить маркетинговые исследования Разработать систему опросов, голосований. Поста­вить программы анализа посещаемости и путей посетителей по сайту.
Давать потребителям информацию из первых рук В ситуации, когда компания или организация ока­зываются в фокусе неверного, информирования или негативного отношения населения и средств массо­вой информации, необходимо общаться с потреби­телями через сайт, публикуя достоверную инфор­мацию, разъясняя свою политику, открывая полезные сервисы