Электронный ликбез

Если вы уже приобрели персональный компьютер и точно знаете, для каких целей будете его использовать, значит, вы уже преодолели первую ступень. Не самую главную, но очень важную в определении своего дальнейшего образа жизни.

Не будем вдаваться в технические подробности работы самого компьютера, об этом вы лучше узнаете из специальных компьютерных справочников, энциклопедий и книг, разберем только основные понятия и термины, с которыми придется сталкиваться по ходу ведения бизнеса на персональном компьютере.

Прежде чем начинать работать в сети Интернет, необходимо выбрать устраивающего вас провайдера. ПРОВАЙДЕР (от английского «provide» — обеспечивать, снабжать) — это фирма, которая за определенную плату предоставляет специальную программу, сетевой адрес и номер телефона для выхода в Сеть. Таких фирм в России существует свыше 400, они обслуживают примерно 1/3 млн. пользователей. Выбор зависит от устраивающих вас условий и ваших материальных возможностей, так как в настоящее время существует жесткая ценовая конкуренция между провайдерами. Многие провайдеры кроме доступа к Сети предлагают своим клиентам также и другие услуги: изготовление, размещение информации и рекламы в Интернете. Оформление вашей информации и создание высокохудожественных Web-сайтов (Web-Site — совокупность объединенных по смыслу Web-страниц, которые физически находятся на одном сервере) называется Web-дизайном. Стоимость таких услуг колеблется от $ 5 за одну Web-страницу (Web-page — страница, которая содержит текст, изображения и т. п., может быть статичной или динамичной) до нескольких тысяч долларов за разветвленную систему информации. Для успешной работы хорошо иметь на своем компьютере модем, совместимый с модемом провайдера. МОДЕМ — это устройство, которое в идеале предназначено для передачи информации по телефонным линиям связи. Если в вашем компьютере модем изначально еще не установлен, лучше приобрести модем такой же, как у провайдера, которого вы выбрали. С помощью своего провайдера вы можете общаться с любой страной мира и не платить при этом за международный звонок, так как оплата идет только за время пользования Сетью (обычно устанавливается почасовой тариф). Для получения информации о том, что и где находится в Интернет, посылается запрос на информационный сервер. ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВЕР (от английского «server» — слуга) — это специальный компьютер, который обладает полной информацией о том, что и где находится в Сети.

Информация, которая хранится в компьютере для всех пользователей, может заноситься в специальные странички, которые часто оформляются в стандарте HTML (Hypertext Markup Language). Это текстовой формат, состоящий из собственно текста, тегов, управляющих форматированием, гиперссылок, указывающих на другие документы. Достоинства этого стандарта в том, что:

  1. Документы имеют небольшие размеры, что облегчает их передачу по сети.
  2. Язык HTML — текстовой и не зависит от какой-либо платформы.

Такие странички называются сайтами. Каждый сайт имеет свой электронный адрес. Пользователь, которому нужна данная информация, может выйти на нее через сеть Интернет, набрав нужный электронный адрес. Еще одно понятие, которое часто встречается в специальной литературе, — это интерфейс. ИНТЕРФЕЙС — это набор правил и сигналов для передачи информации на границе Двух разных сред, например от человека к компьютеру, т. е. это своего рода комбинация стандартизированных действий, сигналов, правил. Например, для работы в сети Интернет разработан специальный интерфейс — World Wide Web (WWW) — Всемирная паутина. Благодаря Всемирной паутине информация может поступать из разных уголков Земли, главное — правильно определить тему информации и научиться пользоваться информационным сервером. Использование WWW дает огромные возможности — от просто участия в международных конференциях, игровых матчах, знакомства с любым человеком — пользователем Сети до приобретения товаров, услуг, игры на бирже и использования услуг home-bank (домашнего банка). Можно, сидя дома и не отходя от компьютера, заказать любую книгу, вещь, продукты, продать или купить акции, перечислить деньги на свой счет или на счет фирмы, банка и т. д. Программа поиска и просмотра информации в WWW называется браузер. Режим работы Сети удобен тем, что нет ни выходных, ни праздников, работа идет круглосуточно, может возникнуть лишь одна техническая проблема — это бесперебойная работа электричества.

Чтобы ваш компьютер не страдал от перепадов напряжения в электросети, лучше приобрести сетевой фильтр. СЕТЕВОЙ ФИЛЬТР — это прибор, предназначенный для сглаживания колебаний напряжения электрической сети и устранения различных импульсных помех из современных моделей. Выпускаемая нашей промышленностью модель «Pilot Pro» поможет избежать как чисто технических неприятностей, так и потери информации. Вообще, для того чтобы важная для вас информация не пострадала, лучше подстраховаться и продублировать ее на дискете. ДИСКЕТА — это специальный магнитный диск, на который записывается информация с компьютера. Дискета выбирается исходя из объема информации, которую необходимо записать, и доверия к фирме-производителю. Хранить дискеты лучше в специальных конвертах, чтобы пыль и физические повреждения не повлияли в дальнейшем на работу компьютера и самих дискет. Также дискеты называют еще физическими носителями информации.

Для упорядочения информации и регистрации пользователей каждая фирма-пользователь Интернета имеет электронное имя, так называемый домен. Доменное имя обязательно должно быть зарегистрировано. Каждая страна может полностью контролировать свой национальный домен верхнего уровня (для России — «ru»). С 1 июня 2000 г. в российском сегменте сети Интернет (более известном под названием Рунет) начали действовать новые правила регистрации доменов. Они были введены в связи с тем, что в последнее время Рунет охватила просто эпидемия по выкупу доменных имен с целью их дальнейшего коммерческого использования, проще говоря, спекуляции ими. Такой «захват» доменов получил даже специальное название — КИБЕРСКВОТТИНГ (от английского «cyber-squatting» — столбление). Все это было возможно, так как номинальный владелец домена должен был заплатить за его регистрацию $ 36 в течение трех месяцев, причем заявка могла подаваться сразу на большое количество имен, за три месяца вполне можно было найти заинтересованного клиента для продажи ему домена.

Например, ваша фирма называется «Феникс» и вы открываете виртуальный магазин. Логично, что его название должно быть созвучно с названием фирмы, так как это удобно и для клиентов, и для вас. Необходимо зарегистрировать домен «Fenix». Заявление подается в РосНИИРОС (Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей). Естественно, что одинаковых доменов быть не должно, чтобы не было путаницы, но предположим, что такой домен уже был зарегистрирован ранее киберсквоттером. Таким образом, необходимое вам имя использовано, значит, надо выбирать другое, но это как раз и не всегда удобно, а если речь идет о домене, созвучном с фамилией или с названием всемирно зарекомендовавшей себя фирмы? Понятно, что вы будете заинтересованы в покупке подходящего имени. С введением новых правил регистрации этот процесс сократился, так как заявки на регистрацию доменов принимаются только от того клиента, который уже заключил договор на оплату регистрации, и срок оплаты теперь не три месяца, а всего один месяц. Домен считается зарегистрированным с момента получения РосНИИРОСом заявки, а если через месяц оплата не будет произведена, заявка аннулируется.

Юридически деятельность Рунет регулируется постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании глобальной информационной сети Интернет в РФ (российского сегмента сети Интернет)» от 20 января 2000 г. и от 13.01.2000 г., а также было дано поручение заместителя председателя Правительства РФ о доработке проекта решения «О порядке использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет». Проект положения «О порядке выделения и использования доменных имен в российском сегменте сети Интернет» был представлен на обсуждение общественности 29 декабря 1999г. В данном документе, в частности, определялось распределение особых доменных имен (ОДИ), т. е. имен с использованием слов, словосочетаний, имеющих государственное, историческое, культурное значение (Россия, Президент и т. п.). Согласно проекту Положения распределением таких имен будет заниматься организация — оператор регистратуры доменных имен (базы ОДИ),которая заменит РосНИИРОС. На мировом уровне единая политика по разрешению споров по доменам была принята в августе 1999 г. международной организацией ICANN (Internet Corporation of Assigned Names and Numbers). Называется эта политика United Dispute Resolution Policy (UDRP). Сайт этой организации находится по адресу: www.icann.org. Рассмотрением споров занимаются четыре организации и один третейский центр WIPO — Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Действующий под эгидой ВОИС Центр посредничества и арбитража (Arbitration and Meditation Center, http://arbiter.wipo.int) получил первое заявление о конфликте по поводу доменного имени 2 декабря 1999 г., а на сегодняшний день их уже более 700. Проблема защиты от киберсквоттеров существует не только в России, но и за рубежом. Киберпиратство в этой области распространено намного больше, чем это кажется на первый взгляд.

Таких проблем не избегают даже известные во всем мире компании, например, Международная платежная ассоциация American Express зарегистрировала свое доменное имя в 19 странах («american express»), а в 11 странах оно принадлежит другим владельцам. В США, например, регистрация доменного имени стоит в среднем около $ 50, чтобы выкупить его у киберсквоттера, требуется уже от $ 10 ООО до $ 3 млн. По данным компании NameEngine, которая занимается поиском и регистрацией доменных имен, только 163 компании из 500 обладают действительным большинством регистрации собственных доменных имен. Полные результаты исследования можно посмотреть по адресу http://www.nameengine.com/500. Практически обезопасить свое доменное имя очень сложно. В этом случае не действуют правовые нормы, такие, например, что предусмотрены для товарных знаков. В принципе и применять их к доменам бессмысленно в силу явных различий между доменом и товарным знаком и в силу функционирования Интернета в первую очередь как информационной среды. Возможно, в России будет разработана специальная программа по защите доменов, которая будет более доступной, чем международные нормы, и адаптирована конкретно к нашим экономическим условиям.

К более специальным понятиям относится такое, как виртуальный банк. ВИРТУАЛЬНЫЙ БАНК— банк, существующий в глобальных компьютерных сетях, который осуществляет работу с пользователями ПК в различных компьютерных режимах времени. Далее, наиболее часто встречающееся понятие — это банк-эмитент. БАНК-ЭМИТЕНТ—это банк, осуществляющий эмиссию (выпуск в обращение) карточек. Существует также такое определение, как банк-эквайер. БАНК-ЭКВАЙЕР — это банк, заключивший договор с предприятием и ведущий операции данного предприятия, в основном торгового профиля. Ведение операций с пластиковыми картами невозможно без транзакции. ТРАНЗАКЦИЯ — это последовательность сообщений, вырабатываемых участниками платежной системы, применяемых для обслуживания держателя карточки, которая может передаваться в автоматическом режиме. В местах обслуживания карточек устанавливаются специальные устройства — ТЕРМИНАЛЫ, которые проводят авторизацию записи и передачу транзакций. Операции по обслуживанию виртуальных клиентов ведутся через процессинговый центр. Процессинговый ЦЕНТР — это компания, которая обеспечивает информационное взаимодействие между участниками определенной платежной системы. Данные на карточку наносятся методом ЭМБОССИРОВАНИЯ, т. е. в виде рельефных знаков. Предприятие торговли или сферы услуг, принимающее банковские карточки к обслуживанию, называется МЕРЧАНТ. В связи с зачастую высокой ценой на программные продукты программное обеспечение можно взять в аренду. Эта операция называется АУТОСОРСИНГ.