электронная коммерция

Безопасность является ключевым вопросом для внедрения электронной коммерции. Легенды о мошенничествах, совершенных через Интернет (кстати говоря, часто преувеличенные), уже стали притчей во языцех. Мошеннические транзакции, совершенные с помощью украденных реквизитов карт, магазины, бесследно исчезающие с рынка после успешно исполненных афер, фиктивные магазины, предназначенные для сбора информации о картах клиентов, — все это постоянные спутники сегодняшней ЭК.

Психологический фактор, связанный с осознанием угрозы потенциального мошенничества, остается основным препятствием для использования Интернета в качестве средства проведения коммерческих операций. Люди до сих пор не рассматривают Интернет как безопасную среду, чему способствуют как объективная информация о степени безопасности работы в Интернете, так и новомодные фильмы и рассказы о хакерах, успешно преодолевающих любые препятствия на пути к сколь угодно защищенной информации. Опросы показывают, что более всего люди боятся потенциальной угрозы получения кем-либо их персональных данных при работе через Интернет. По данным платежной системы VISA около 23 % транзакций ЭК так и не производится из-за боязни клиента ввести запрашиваемую электронным магазином персональную информацию о клиенте.

Как результат, люди главным образом используют Интернет в качестве информационного канала для получения интересующей их информации. Лишь немногим более 2 % всех поисков по каталогам и БД в Интернете заканчиваются покупками.

Приведем некоторые данные о масштабах мошенничеств в ЭК. Примерно 25 % всех сообщений chargeback (отказ от платежа), генерируемых в платежных системах, приходится на транзакции Cardholder Not Present, среди которых большая часть являются транзакциями ЭК. Заметим, что транзакции ЭК занимают второе место среди всех видов мошенничества по кредитным картам, уступая лишь мошенничествам, совершенным по украденным или потерянным картам (Lost/Stolen) — 40 %, и сравнявшись с мошенничествами по подделанным картам (Counterfeit) — 25 %. Полезно также отметить, что создание и отправка одного сообщения chargeback обходится банку-эмитенту в среднем в $10—15, а во многих случаях, связанных с электронной коммерцией, эта сумма может быть в несколько раз больше.

По данным платежной системы VISA объем сообщений chargeback в классе транзакций ЭК в 2000 г. варьируется от 0,5 % до 1 %. Для сравнения — средний объем мошенничеств в этой платежной системе составляет 0,1 %. По данным исследования, выполненного компанией Gartner Group, уровень мошенничества в ЭК в 12 раз выше, чем при выполнении обычных покупок с помощью пластиковых карт. Доля мошеннических транзакций ЭК имеет постоянную тенденцию к росту. Кроме того, следует иметь в виду, что мошенничества в ЭК имеют в основном латентный характер, поскольку наиболее распространенной стратегией мошенников является выполнение транзакций на небольшие суммы, которые часто остаются незамеченными пострадавшими владельцами счетов.

Общий объем транзакций ЭК в системах VISA и MasterCard в 2000 г. составлял около $40 млрд; при этом размер отказов от платежей (chargeback) варьируется от $250 до 500 млн.

На региональной конференции Russia Sub-Regional Meeting компании VISA, проходившей весной 2000 г. в Сан-Франциско, выражалась серьезная обеспокоенность быстрым ростом мошенничества в платежных системах, отмечаемым с сентября 1998 г. В частности, с сентября 1998 г по сентябрь 1999 г. рост уровня мошенничества в ЭК в системе VISA составил 31 % и общая сумма украденного составила $313 млн за год.

По данным консалтинговой компании Meridien Research в 2000 г. сумма похищенных через Интернет средств достигла $1,6 млрд. Больше всего от электронных краж пострадали Соединенные Штаты. По прогнозам той же компании, если ситуация с безопасностью в ЭК не поменяется кардинальным образом, в 2005 г. объем потерь будет составлять уже $15,5 млрд.

Некоторые Интернет-продавцы утверждают, что каждая четвертая попытка провести транзакцию через Интернет является мошеннической. Большинство таких транзакций завершаются отказом от авторизации из-за неправильного номера карты и/или срока действия карты. Еще более угрожающе выглядят данные системы VISA, утверждающей, что 47 % случаев предъявления ее карточек через Интернет оказываются мошенническими.

Следует отметить, что все приведенные выше цифры являются приблизительными (и на это указывают их источники). Это связано с разными обстоятельствами. В частности, только с середины 2000 г. стало обязательным «помечать» транзакции ЭК специальным образом, что позволило платежным системам корректно учитывать транзакции, совершенные через Интернет (до этого такие транзакции в основном идентифицировались системами как МО/ТО-транзакции).

Кроме того, известны факты сокрытия банками случаев совершения мошенничеств в их торговых предприятиях. Проблема латентности мошенничеств, связанных с транзакциями ЭК, часто вызвана небольшим размером таких транзакций. Маленький размер транзакции делает ее незаметной для владельца счета. Так, например, в случае нашумевшего дела, связанного с российским сайтом polit.ru (ТП, работавшее через систему CyberPlat), более 90 % владельцев карт не заметили транзакции, никогда ими не совершавшиеся, в виду малости размеров последних.

В соответствии с данными международных платежных систем все конфликты, связанные с ЭК, делятся в основном на три класса:

  • владелец карты утверждает, что никогда не проводил транзакцию через Интернет;
  • владелец карты утверждает, что заказ ЭК не был выполнен;
  • владелец карты оспаривает размер транзакции.

Наиболее многочисленным является первый класс отказов от платежей. Как показывают исследования, проведенные специалистами международных платежных систем, в подавляющем большинстве случаев причиной возникновения конфликта, относящегося к первому классу,является использование мошенниками украденных реквизитов карт (номер карты, срок ее действия и т. п.). Существуют и другие причины возникновения конфликтов этого класса. Случается, что транзакция выполняется одним из членов семьи владельца карты, о чем последний ничего не знает. Еще одна причина — владелец карты по информации, полученной в своем банке, не узнает имени ТП, в котором он совершал покупку. Поэтому так важно, чтобы ТП оформляло электронный чек, выдаваемый клиенту в качестве подтверждения приема заказа от покупателя, правильным образом, о чем подробнее будет рассказано далее.

Второй класс конфликтов в специальных комментариях не нуждается. К сожалению, иногда случается так, что некоторые ТП по разным причинам не способны выполнить принятый заказ. Одна из таких причин состоит в том, что только крупные торговые предприятия имеют в своем арсенале системы управления складами, позволяющие им в любой момент времени точно определять наличие того или иного товара на складе. В результате только после приема заказа выясняется, что интересующего клиента товара в ТП уже нет. Другая причина состоит в перегрузке ТП заказами (это характерно для праздничных дней, когда обороты вырастают на порядок). В результате обязательства магазина по доставке товара в оговоренные сроки оказываются сорванными, что, как правило, рассматривается клиентом как невыполнение заказа. Во избежание chargeback этого класса ТП должно иметь в своем арсенале развитый бэк-офис, эффективно управляющий запасами товаров на складах, а также обладающий модулем логистики, прогнозирующим сроки доставки товара покупателю.

Другим универсальным способом решения проблемы является задержка отправки финансового сообщения (презентмента) эмитенту владельца карты до момента исполнения заказа.

Наконец, третий класс конфликтов связан со случаями, когда ТП к согласованной с покупателем цене вдруг неожиданно для последнего добавляет дополнительные платы (налоги, плату за доставку и т. п.). Несогласие клиента с таким подходом к делу иногда выливается в жалобу последнего своему банку, генерирующему в свою очередь отказ от платежа, направляемый обслуживающему банку.

В России по данным STB CARD, крупнейшего российского процессора транзакций, выполняемых по пластиковым картам, уровень мошенничества в Интернете составляет примерно 0,5-3 % от оборотов в ЭК. К этим цифрам нужно относиться осторожно, принимая во внимание общие объемы этого бизнеса в России сегодня (несколько тысяч транзакций в день), а также виды услуг, оказываемых электронными торговыми предприятиями (сегодняшний сектор рынка ЭК в России — продажа книг, сувениров, подписка на журналы и газеты и т. п. — не представляет серьезного интереса для мошенников). При этом количество попыток совершить мошенническую транзакцию по данным STB CARD составляет 5-15 % от общего количества транзакций.

По данным МВД РФ количество преступлений, совершаемых через Интернет, растет, и растет быстро. Если в 1998 г. число подобных преступлений находилось на отметке 80, то в 1999 г. их было уже около 200, а в первом квартале 2000 г. больше, чем за весь предыдущий год.