модели социальной сети

Сети существовали издревле: сеть дорог в Древнем Риме, почтовые сети в Средневековье, железнодорожные сети, телеграфные, телефонные сети. И, наконец, телекоммуникационные сети. Каждый новый вид сетей способствовал развитию коммуникаций между людьми и тем самым обеспечивал прогресс.

В то же время, как любое явление, развитие сетей имело и имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. Так, многие ученые предсказывают в перспективе развитие нового «рабовладельческого общества». Власть захватят и уже захватывают глобальные сети и корпорации, которым каждый человек будет подконтролен и требования которых он будет выполнять. Появился даже термин «нетократия» (net — сеть) — новая форма управления обществом, в рамках которой основной ценностью являются не материальные ресурсы (деньги, недвижимость и т.д.), а информация и структуры, ее сохраняющие, обрабатывающие и передающие. Уже сегодня «корпоративная символика», «корпоративный стиль», «корпоративная этика», «корпоративные вечеринки», «корпоративный отдых» и т.п. — понятия, ставшие повсеместными. А еще — покупки только в корпоративных магазинах. За всем этим кроется стремление держать человека, и не только его, но и его семью, его социальное окружение «на виду», под контролем. Повсеместно устанавливаются камеры слежения — на улицах, в банках, в магазинах и т. п. Практически каждый человек со всеми его личными данными во всех деталях уже включен в десятки сетевых баз и банков данных (в том числе и у нас, в России и Украине). Сегодня Вы можете в Интернете найти о себе такие сведения, о существовании и/или доступности которых Вы даже не подозреваете.

Среди сетевых ресурсов все большую роль играют онлайновые социальные сети, которые помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления и ареной информационного противоборства. В недалеком будущем они неизбежно станут существенным инструментом информационного влияния, в том числе — в целях манипулирования личностью, социальными группами и обществом в целом, а также, наверное, полем информационных войн.

Социальные сети. Мы рассматриваем модели социальных сетей, получивших в последнее время значительное распространение как неформальные сообщества — инструмент общения, обмена мнениями и получения информации. Под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов — индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп, организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации). Формально социальная сеть представляет собой граф G(N,E), в котором N = = {1,2,…,n} — конечное множество вершин (агентов) и Е — множество ребер, отражающих взаимодействие агентов. Многочисленные примеры социальных сетей (в том числе — анализ свойств реальных онлайновых сетей) приведены ниже.

Социальные сети способствуют, во-первых, организации социальных коммуникаций между людьми и, во-вторых, — реализации их базовых социальных потребностей. Можно выделить две пересекающихся трактовки социальной сети — как социальной структуры и ее специфической Интернет-реализации.

Техника социометрии (описания социальных групп в терминах теории графов) была впервые предложена и развита в работах Дж. Морено. Термин «социальная сеть» был введен в 1954 г. социологом Джеймсом Барнсом, но массовое распространение, не только среди ученых-социологов ((Исследования структуры социальных объектов активно ведутся в социологии начиная с 50-х годов XX века (момента начала активного применения в социологии теории графов). В 1978 г. была образована Международная ассоциация специалистов по анализу социальных сетей, учрежден журнал «Social Networks». В Интернете доступны другие издания по этой тематике — электронные журналы «Connections», «Journal of Social Structure» и др. В настоящей работе мы не претендуем на обзор многочисленных результатов анализа социальных сетей, полученных в социологии.)) получил с начала 2000-х годов с развитием соответствующих Интернет-технологий. В настоящее время, как справедливо отмечается в некоторых источниках, ощущается острый дефицит систематического изложения методов и алгоритмов сетевого анализа, пригодных для современных прикладных исследований.

Обобщая причины привлекательности социальных сетей, можно выделить следующие предоставляемые ими пользователям возможности:

  • получение информации (в том числе обнаружение ресурсов) от других членов социальной сети;
  • верификация идей через участие во взаимодействиях в социальной сети;
  • социальная выгода от контактов (сопричастность, самоидентификация, социальное отождествление, социальное принятие и др.);
  • рекреация (отдых, времяпрепровождение).
«Ключевыми словами» практически любой модели социальной сети являются: агент, мнение, влияние/доверие, репутация. Строго эти понятия определяются ниже, хотя обыденное их значение понятно каждому.