Коэффициент конверсии
Этот коэффициент равен доле посетителей, которые совершают покупки на сайте, то есть превращаются в покупателей. Доля покупателей от общего числа посетителей, выраженная в процентах, и будет коэффициентом конверсии. Коэффициент конверсии посетителей в покупателей зависит от факторов, которые можно разбить на две группы.
Группа параметров сайта
- Насколько посетителям просто найти нужную информацию на сайте.
- Насколько им удобно делать выбор на сайте.
- Насколько они доверяют интернет-магазину.
- Насколько им понятна процедура покупки через сайт. 5. Насколько им доступны методы оплаты, предлагаемые на сайте.
Группа параметров товара и его потребителей
- Насколько целевыми являются те посетители, что приходят к вам на сайт. Готовы ли они к покупке сейчас или в дальнейшем.
- Насколько потребителей устраивают цены.
- Есть ли доставка и доступна ли она (географически и по стоимости), насколько потребителям важна доставка конкретного товара.
- К какому виду рынка относится номенклатура интернет-магазина — рынок дорогих, эксклюзивных товаров, рынок товаров первой необходимости и т. д. и т. п. Насколько часто потребитель совершает покупку, насколько просто ему решиться на покупку.
- Насколько товар приспособлен к торговле дистанционным способом, насколько он знаком и привычен потребителю, насколько стабильны его характеристики, насколько необходим непосредственный контакт с товаром при выборе товара.
- Насколько велика аудитория потребителей в Интернете.
Один из примеров товара, который отлично приспособлен к торговле через Интернет, — фармацевтические препараты. Уникальность фармацевтики как отрасли, удовлетворяющей массовые потребности заключается в том, что она, в отличие от других отраслей, предлагающих потребительские товары:
- имеет ярко выраженный социальный, массовый характер;
- имела услугу по поиску продукции в различных торговых точках в доинтернетовскую эпоху (справочное по лекарствам и средства автоматизации для его работы);
- имеет очень обширный ассортимент и сложную категоризацию;
- имеет высокий уровень стандартизации продукции;
- имеет низкую зависимость покупателя от внешних характеристик продукции (запаха цвета, внешнего вида, осязательных свойств и пр.)
- и зачастую ее покупатель имеет срочную необходимость в приобретении лекарств и медикаментов и доставке на дом.
Покупатель в большинстве случаев не принимает решения о покупке того или иного лекарства лишь на основании внешних характеристик товара: он пользуется или прямым указанием врача, или рекомендациями знакомых, родственников, фармацевтов и третьих лиц. Психология покупателя не влияет на результат. Часто он предпочитает приобретать одни и те же зарекомендовавшие себя лекарства для ответственного лечения, руководствуясь семейной традицией. Ему не требуется держать товар в руках, а правила торговли не разрешают распаковать, попробовать и лишь затем принять решение о покупке. Покупатель не может вернуть неподходящее лекарство в аптеку: он может лишь принять решение о том, что он не будет впоследствии покупать в той же ситуации то же лекарство. Это свойство «отчуждения» покупателя от внешних характеристик продукта является идеальным для удаленной торговли, в том числе интернет-торговли.
Однако из сведений, находящихся в открытом доступе, известно, что для одной из самых успешных интернет-аптек в России конверсия составляет 5 %. Для какого-либо другого бизнеса, например торговли автомобилями или косметики, этот показатель мог бы характеризоваться как весьма успешный. Но для интернет — аптеки это мало: в конце концов, люди, которые заходят в реальные аптеки, уходят без покупок только в трех случаях: если нет нужного лекарства, если их категорически не устраивают цены и если в аптеке длинные очереди. И коэффициент конверсии посетителей в покупателей в них имеет скорее обратное соотношение — на 100 посетителей 95 покупателей.
Низкий процент покупок в интернет-аптеке связан с другими факторами: например, с неотшлифованностью путей по сайту. Возможно, посетитель считает, что искомого лекарства нет, потому что он не может его найти. За пределами сайта причина кроется в неготовности русского сегмента оплачивать покупку пластиковыми картами, а наличные деньги по цифровым каналам никак не передашь. В этом виновата низкая культура использования пластиковых карт в России, причем не только со стороны потребителей, но и со стороны провайдеров услуг пластиковых карт — отдельных банков, которые запрещают оплату картами через Интернет даже в тех случаях, когда продавец работает с доверенными приложениями, ради перестраховки и неуверенности в надежной работе своих систем. Правда, осознавая эти проблемы, интернет-аптека из нашего примера прилагает усилия к их устранению: в частности, берет на себя миссию показать покупателям, как удобны виртуальные системы расчетов. Это чисто российская проблема: в развитых странах переход от оплаты покупок пластиковыми картами в реальных магазинах до оплаты в интернет-магазинах произошел более естественно.
Ну а пока рынок зреет, интернет-аптека принимает основную массу платежей самым распространенным в России способом — наличными курьеру при доставке заказа.
Мы уже говорили о том, что, по большому счету, у владельцев подавляющего большинства интернет-проектов, и всегда для корпоративно-коммерческих сайтов, цель — получение прибыли, и даже в том случае, когда речь идет о сайте с исключительно корпоративной информацией. Как же именно и за счет чего получать прибыль с сайта, мы и поговорим. В первую очередь речь пойдет о корпоративно-коммерческой модели, а основными объектами, которыми мы будем оперировать, станут сама компания, ее продукт (товары, услуги) и круг потенциальных покупателей. Сайт увязывает все эти объекты, выполняя роль канала продаж продукта между компанией и ее потенциальными покупателями: основным, дополнительным или таким каналом, который вплетен в основной, уже существующий канал, усиливая некоторые составляющие. Чтобы разобраться с вопросом, что вплетать и как именно, чтобы прибыль была максимальной, нам необходимо внести несколько понятий и пройти краткий курс маркетинга, который позволит правильно воссоздать вашу маркетинговую модель в Интернете.