Процедура платежей

Процедура проведения платежей за товары и услуги заключается в следующем. Сначала оператор торгового терминала проводит авто­ризацию смарт-карты, процедура похожа на авторизацию в банке, если все в порядке, оператор списывает с карты сумму платежа. Спи­сание происходит в зависимости от типа карточки (смарт, магнитная и т. п.).

После этого оператор печатает три экземпляра чека (торгово­го векселя), которые подписываются клиентом. Один экземпляр чека вручается клиенту вместе с покупкой, второй экземпляр отправляет­ся магазином в банк в оговоренные договором между ними сроки, третий — остается в бухгалтерии. Обычно оператор накапливает у себя вторые экземпляры векселей, а в конце торгового дня докумен­ты отсылаются в банк в соответствии с реестром, подписанным от­ветственным лицом магазина. Одновременно с изготовлением тор­гового векселя программное обеспечение торгового терминала за­писывает в файл (электронный вексель) сумму и время платежа, но­мер спецкартсчета и другие данные о каждом платеже. В договорной срок магазин пересылает электронный вексель в банк по заранее оговоренным каналам связи. Происходить это может с помощью электронной почты, дискеты. Если магазин имеет расчетный счет в банке-эмитенте принятых к оплате карт, то зачисление средств на расчетный счет может происходить чаще чем один раз в день, что удобно для торгового предприятия. Это возможно лишь при нали­чии компьютерной связи между банком и магазином.

Часто торговым или сервисным предприятием принимается к оплате много разных видов карточек, и один оператор уже не сможет справиться с процессом отправки электронных векселей. В таких случаях все зависит от объема платежей, и при необходимости меж­ду банком и магазином помещается процессинговая компания, которая переправляет электронные векселя по назначению и, если нужно, может принимать на себя часть функций банка. Бу­мажные документы, подтверждающие электронные, переправляют­ся в сроки минимально возможные для каждого отдельного случая, определенные в договоре.