Зоны внимания на веб-странице
На рисунке приведены четыре зоны внимания, которые отданы принципу мобильности (они выделены белым цветом). На самом деле всю веб-страницу можно разбить на зоны, в которых пользователь ожидает найти ту или иную информацию. Но рисунок посвящен приоритетам внимания: на что пользователь обращает внимание в первую очередь, во-вторую и т. д. Зоны, отданные принципу мобильности, могут привлечь внимание сразу, а могут не привлечь вообще: просто пользователь смотрит на них тогда, когда они ему нужны по его предположениям.
Так, в верхнем левом углу пользователь ожидает найти логотип, который одновременно служит ссылкой на главную страницу сайта (только для внутренних страниц). В верхнем правом углу — функцию «поиск по сайту». Внизу, под основным текстом — дополнительную информацию по теме. А в нижней части страницы (так называемый «подвал») — контактную и сервисную информацию, help-центр, соглашения об использовании информации, copyright, для информационного сайта — выходные данные, сведения о размещении рекламы и т. д. Мы уже говорили, что веб-страница отличается от страницы книги. Еще одно различие состоит в том, что носитель, с которого мы воспринимаем эту информацию, — экран — имеет совсем другие психологические особенности восприятия.
Например, самым привлекательным местом для размещения тематической рекламы на бумажной странице (например, по теме статьи, опубликованной на этой странице) считается место, где взгляд останавливается, прежде чем перейти на следующую строчку, — то есть справа, причем в верхней части страницы, поскольку для оценки важности бумажного текста мы просматриваем первые строчки.
А на экране эта зона будет иметь лишь третий приоритет внимания посетителя. Потому что веб-страницу не читают, а просматривают: взгляд переходит не со строчки на строчку, зигзагами через всю страницу, останавливаясь ненадолго в конце строки, а по диагонали: из верхнего левого угла через центр в нижний правый.
Информационное проектирование этой зоны зависит от ситуации: пользователь заметит, что в ней размещено, только в тот момент, когда будет изучать дополнительные возможности сайта, если его не заинтересовал основной текст на странице или если страница имеет портальный вид (как лоскутное одеяло — состоит не из одного основного материала, а из равнозначных информационных блоков).
Можно размещать в этом месте рекламу, которая будет восприниматься посетителем как «дополнительная возможность». Но нельзя размещать в этом месте, так же как и в другой зоне с третьим приоритет внимания, важный для вас текст.
Если посетителя заинтересовала информация, его взгляд останавливается, лишь когда веб-страница просмотрена полностью. В этот момент посетитель думает: а что дальше? Что я еще могу узнать по этой теме? В этот самым момент, в том месте, где взгляд останавливается, то есть внизу под текстом или правее, вы должны размещать текстовые ссылки, которые направят посетителя дальше. Это также соответствует принципу мобильности, отвечая сформировавшимся ожиданиям пользователя: собственно, он сам ищет там эти ссылки. Для информационного сайта это ссылки по теме, на обсуждение статьи, на версию для печати (полезную статью захочется сохранить) и т. п. Для коммерческого сайта — предложение оформить заказ, обратиться к консультанту, ссылки на отзывы и т. п. Все это нужно размещать внизу страницы, а не первого видимого экрана (впрочем это может совпадать).
Если же посетитель начал просматривать страницу, но понял, что текст ему не нужен, вряд ли он будет ее прокручивать дальше первого экрана. Взгляд начнет искать возможности уйти, то есть средства основной навигации. В этот же момент его внимание может привлечь реклама. И именно в зоне первого экрана целесообразно размешать рекламу (для информационного сайта) или информационные блоки внутреннюю рекламу и т. п. для коммерческого сайта: таким образом вы получаете шанс не потерять посетителя, даже если информация данной страницы его не заинтересовала.