приступая к планированию электронного бизнеса, — изучить данные исследований интернет-аудитории в различных географических регионах, понять ее качественный состав

Базовым понятием маркетинга является целевая аудитория. Целевая аудитория представлена в Интернете или достаточно, или недостаточно. Иными словами, в данный момент времени, «здесь и сейчас», Интернет не в состоянии увеличить или изменить состав целевой аудитории для конкретного продукта или услуги. Можно лишь постараться обеспечить ее наибольший охват, в том числе — увеличить за счет той целевой аудитории, которая, находясь в Интернете, не попадала в сферу охвата вашей компании прежде, потому что вас там не было. Может существовать и обратная ситуация: потребители вашей продукции в Интернете не водятся. Если вы сравните характеристики пользователей Интернета и вашей целевой аудитории, вы поймете, стоит ли тратить время и деньги на внедрение систем электронной коммерции.

Поэтому первое, что полезно сделать, приступая к планированию электронного бизнеса, — изучить данные исследований интернет-аудитории в различных географических регионах, понять ее качественный состав, а также получить представление об интернетизации, то есть наличии доступа к Интернету в этих регионах, в процентах от общей доли населения. В частности, такие данные по России представлены на сайте www.fom.ru. Возможен, конечно, и неформальный подход: если вы чувствуете или знаете, что ваша аудитория в Интернете есть, можно исследованиями и не заниматься, особенно если вы работаете в какой-то узкой нише, имеющей свои особенности потребления, интернетизации целевой аудитории и психологии покупателей в Интернете.

Помимо текущей ситуации желательно также изучить тенденции: динамику интернетизации и изменения качественного состава сети, перфективные и устойчивые тенденции развития веб-технологий, веб и бизнес-моделей в сети. Так, год 2006-й был годом массового пришествия Web 2.0, год 2007-й — годом торжества социальных сервисов, а общая тенденция — движение в сторону все более массового привлечения пользователей к генерированию контента сайта (по-английски — generated content).

Кроме интересующих вас географических регионов — тех, где вы уже присутствуете и хотели бы расширить свое влияние, или регионов в которые вы готовите экспансию, полезно получить представление об интернет-аудитории, интернетизации и конкурентном окружении в тех регионах, на которые ваши планы пока не простираются.

Может оказаться, что вы не сможете увеличить свою целевую аудиторию в интересующих вас регионах (например, в них недостаточное количество населения подключено к Интернету, им проще приобретать ваши услуги традиционным способом), но есть все предпосылки работать с ней в тех регионах, о которых вы до сих пор не думали. Так, районы с затрудненным доступом к благам цивилизации, но имеющие хоть какой-то (пусть спутниковый) доступ к Интернету, будут вам благодарны, если вы сможете предоставлять им ваши товары и услуги путем дистанционной торговли.

Но в общем и целом нужно обладать некоторой интуицией, которую следует воспитывать не только на реалиях отдельных регионов, но и на изучении реалий тенденций развития Интернета в целом. Это важно не только для тех, кто делает первые шаги по выходу в Интернет, но и для тех, кто этот «выход в космос» уже сделал — но, быть может, на этом успокоился. Интернет не только растет, он меняется, меняются и пользователи. Преимущества интернет-маркетинга можно реализовать, только внимательно отслеживая тренды.  Десять лет назад сложно было представить сидящих в Интернете пенсионеров — сейчас они там есть и рассматриваются как очень перспективный сегмент для работы, как недавно рассматривался (и был успешно охвачен) женский контингент.

Во-первых, сайты морально устаревают, если не меняются, и это отрицательно влияет на имидж компании. Периодический редизайн сайта — залог успеха.

Во-вторых, у пользователей возникают новые потребности, и если они не находят ответа на свои потребности на вашем сайте, то найдут на каком-нибудь другом — но ведь вы этого не хотите.

В-третьих, есть общемировые тенденции: если в каком-то регионе на Интернет еще не делают серьезной ставки, ждите: скоро сделают. Если не хватает средств коммуникаций, то они будут появляться и развиваться: сейчас можно выйти в Интернет из Антарктиды и с Эвереста благодаря мобильному Интернету от операторов сотовой связи. И уже публикуются данные о том, что большая часть населения, которая оказалась вне зоны охвата интернет-провайдеров, пользуется услугами операторов сотовой связи.

Вывод один: начинать работать нужно сейчас, и у вас будут все шансы оказаться на якобы бесперспективном рынке первым, когда перспектива появится, и ждать этого осталось всем недолго. Вернее, времени ждать уже нет.