Сайт — это проект
Как мы уже говорили, корпоративный сайт, как и любой другой, — это проект. Причем проект, который не ограничивается созданием сайта: успех зависит от решения организационных вопросов, что может обеспечить только активная работа и участие в проекте всех заинтересованных подразделении. Поэтому так важно обеспечить вашему проекту статус, соответствующий его важности для предприятия.
И помните: управление проектом снижает стоимость проекта! То есть если вы подойдете к сайту как к чему-то простенькому и отпустите его в свободное плавание, пренебрежете системным управлением, вы потратите гораздо больше времени и денег, но с гораздо худшим результатом.
Часто веб-редактор попадает в замкнутый круг: ему говорят, что сайт не может давать существенной доли прибыли, поэтому члены рабочей группы присваивают ему низший приоритет, и многие вопросы, которые требуют времени и участия представителей разных отделов и без которых проект не может сдвинуться с места, не решаются. Особенно это касается этапа открытия проекта.
Известны случаи, когда подобные вопросы решаются (а точнее, не решаются) годами. Контраргумент для такого подхода — сайт и не будет давать заметную прибыль и преимущества интернет-маркетинга, пока ему выделяется низший приоритет. Всем известно, что низший приоритет означает полное отсутствие внимания. Именно поэтому веб-редактор не должен совмещать обязанности: он не должен вести работу по управлению интернет-проектом в нагрузку к основным обязанностям в отделе маркетинга, рекламы или АСУ. Управление веб-сайтом, который претендует на роль инструмента бизнеса, должно быть его основной и, очень желательно, единственной работой: поверьте, это очень большая нагрузка.
У всякого проекта есть цикл жизни. Проект «Корпоративный веб-сайт» в этом смысле не отличается от любого другого. Примерный состав работ на протяжении цикла его жизни приведен в таблице. Проект требует квалифицированного управления и разнообразных знаний, поэтому если на предприятии нет сотрудника с высокой квалификацией в управлении интернет-проектами и знанием рынка веб-разработки (и его нет в отделе АСУ, даже если вам утверждают обратное), то на отдельных стадиях проекта придется привлекать консультанта.
Таблица. Стадии жизни проекта «Корпоративный веб-сайт »
Стадия |
Состав работ |
Исполнитель |
Открытие проекта |
Определение целей и задач проекта, анализ и разработка концепции.
Определение состава рабочей группы. Разработка плана-графика работ, объема и порядка финансирования. Разработка и утверждение регламентирующих документов, включая статус проекта и его роль для предприятия. Постановка задачи. Выбор и регистрация доменного имени сайта или группы сайтов. |
Консультант совместно с заказчиком, квалифицированный заказчик. Регистрацию доменного имени может производить либо заказчик, либо по его поручению разработчик. Во втором случае необходимо проследить, чтобы договор был заключен на организацию заказчика. |
Выбор
разработчика |
Определение требований к разработчику.
Поиск информации и рекомендаций, отбор претендентов. Тестирование портфолио претендентов и формирование шорт-листа. Телефонные интервью и второй круг отбора. Личное знакомство с разработчиками, изучение их технологических возможностей (CMS систем управления сайтом). Конкурс коммерческих предложений. Принятие окончательного решения и заключение договора |
Консультант совместно с заказчиком, квалифицированный заказчик |
Разработка сайта |
Разработка технического задания, информационной архитектуры сайта.
Утверждение технического задания. Разработка эскизов дизайна главной и второстепенной страниц сайта. Согласование и утверждение эскизов. Разработка и настройка программных модулей. верстка страниц, настройка системы управления содержимым (Content Management System CMS). Тестирование функциональной работы сайта, юзабилити-тестирование. Определение семантического ядра сайта. Разработка паспорта сайта. Наполнение сайта информацией, текстами и иллюстрациями (с учетом семантического ядра). Ввод сайта в эксплуатацию. Обучение персонала заказчика работе с системой управления сайтом и основам интернет- маркетинга (параллельно разработке) |
Разработчик под надзором квалифицированного заказчика или консультанта. Наполнение осуществляется заказчиком либо по отдельному пункту договора разработчиком по предоставленным заказчиком материалам Обучение работе с системой управления сайтом производит разработчик. Обучение основам интернет-маркетинга — специализированные учебные центры |
Регистрация и продвижение сайта |
Проведение мероприятий по регистрации и стратегическому продвижению сайта (поисковая оптимизация сайта) с учетом семантического ядра и паспорта сайта.
Медиапланирование и проведение рекламных и PR-кампаний, тактическое продвижение сайта (интернет-реклама). Анализ проведенных мероприятий с помощью инструментов интернет-статистики. Корректировка плана мероприятий по продвижению сайта |
Квалифицированный заказчик или специализированное агентство, разработчик |
Анализ поведения посетителей. разработка предложений по дальнейшему развитию сайта |
Регулярное и постоянное изучение посещаемости сайта с помощью инструментов интернет-статистики.
Аккумуляция предложений по изменению функциональных возможностей, юзабилити, внешнего вида сайта в заинтересованных службах, отзывов посетителей и пользователей сайта, клиентов. Корректировка целей, задач, образа сайта. Постановка задачи для редизайна сайта |
Квалифицированный заказчик или заказчик совместно с консультантом |