Цели существования сайта
Самое важное в работе над сайтом — разработать систему целей и задач. Чтобы удобнее было ориентироваться, можно разделить все типы сайтов на три модели: корпоративно-коммерческая модель, контент-проект и сервисный сайт. Могут существовать пересечения и гибриды этих моделей, например, контент-проект и сервисный сайт могут создавать общую модель.
Как контент-проект, так и сервисный сайт могут служить частью корпоративной модели. В свою очередь, контент-проект, сервисный сайт или их гибрид может быть коммерческим -например, окупаться за счет размещения рекламы, а может быть некоммерческим. И так далее. Поэтому начиная работу над сайтом, нужно в первую очередь определиться не столько с моделью, сколько с целями существования сайта. А модель и составные части сайта сложатся исходя из ваших целей и задач или же некой суперидеи, которую нужно также суметь разложить на цели и задачи.
Самое важное — это отделить главное от второстепенного, четко понять, за счет чего будет существовать сайт, нужна ли ему окупаемость, и если нужна, то какие именно возможности сайта будут ее обеспечивать, а какие — служить бесплатным приложением.
То, что говорит пользователь о своих потребностях, — это не совсем то, что он думает, а то, что он думает. — это совсем не то, что ему нужно на самом деле.
Из опыта системных аналитиков
Как ни странно, обычно самая сложная ситуация с целями у корпоративного сайта: часто можно услышать, что «нам сайт нужен только для информирования, наши покупатели никогда не будут покупать через Интернет» и тому подобные мнения.
Это связано прежде всего с незнанием всей полноты возможностей, которые открывает владение корпоративным сайтом и преимуществ интернет-маркетинга. Но это нестрашно; подробнее о том, что корпоративный сайт — это всегда канал продажи, и что простое информирование работает и на продажу, и на другие цели тоже, мы поговорим дальше. А пока посмотрим, с какими целями обычно делаются сайты.
С какими целями делается сайт
Таблица. Типичные цели корпоративно-коммерческого сайта
Цель |
Выгода для предприятия |
Выгоды для клиента |
Как достичь успеха |
Дать информацию о предприятии | Клиенты, которые ищут рабочую информацию о предприятии, находят ее с помощью сайта. При недоступности других источников (нет под рукой справочника, утерян нужный телефон, нет возможности узнать режим работы и т. п.) клиенты тем не менее получают доступ к корпоративной информации, причем очень быстро. Снижается нагрузка на секретарей и других контактных лиц и их телефонные линии | Информация доступна очень быстро и в режиме 24/7 — круглосуточно 7 дней в неделю. Информация носит всеобъемлющий характер (посетителю доступно много разнообразной и взаимосвязанной информации) | Вашим клиентам должен быть известен адрес сайта вашей компании. Ваш сайт должен находиться в первых строках при запросах названия вашего предприятии в поисковых системах (Yandex.ru, Rambler.ru, Google.com, Mail.ru для русскоязычного поиска). На сайте необходимо обеспечить полноту корпоративной и коммерческой информации и удобство ее восприятия |
Создать определенный имидж, донести определенное послание | Имидж сайта поддерживает или корректирует имидж предприятия, создает репутацию, которая содействует доверию (лояльности) клиентов | Решение о репутации предприятия принимается спонтанно, без лишних усилий | Оформление и содержание вашего сайта должно соответствовать современным стандартам, выполняться в соответствующем репутации стиле, отвечать видению сайта и помогать клиентам быстро определить ваш имидж. Подробнее «Определение видения сайга. Метод эпитетов» |
Сопровождение клиентов, хранение истории взаимных отношений. направление внешних и внутренних информационных потоков и их увязывание через сайт | Снижение издержек на обслуживание клиента. Улучшенный контроль исполнения. Сбор, обработка и накопление ценной клиентской и маркетинговой информации. Ускорение оборачиваемости информации. Технологичность хранения, возможность многоцелевого использования информации в информационных системах предприятия | Снижение издержек на коммуникации | Нужно обеспечить качественную постановку задачи при проектировании сайта и решить организационные вопросы. Предусмотреть стыковку сайта с другими информационными системами предприятия для оперативного обмена информацией, обеспечить электронный документооборот |
Привлечение новых клиентов и партнеров, увеличение доли рынка, выход на новые рынки |
Дает возможность выигрыша в конкурентной борьбе в Интернете – там, где конкурентная борьба пока не столь остра и есть возможность достичь реальных побед над конкурентами, с которыми традиционными способами вам соперничать сложно. Наличие обученного персонала и качественного функционального сайта на данном этапе является конкурентным преимуществом и этим надо пользоваться.
Для локального бизнеса есть возможность преодолеть географические границы: во-первых, больше узнать о потребностях покупателей за пределами вашего традиционного географического региона за счет интерактивности, обратной связи и анализа интернет-статистики; во-вторых, наладить взаимоотношения с покупателями из других часовых поясов и с теми, кто испытывает ограничение в доступе к другим средствам информации: например, с зарубежными партнерам. |
Возможность найти нового, более привлекательного или уникального поставщика или партнера | Посмотрите на свой сайт глазами удаленного клиента или партнера, который прежде никогда не слышал о вашей компании. Сделайте так, чтобы он легко и просто смог найти всю необходимую информацию. включая информацию на английском и/или других иностранных языках для иностранных посетителей. И как минимум ваш сайт должен быть известен поисковым машинам, так что не забудьте про поисковую оптимизацию |
Конечно, это далеко не все возможные цели, но эти цели — самые распространенные и самые типичные. Есть еще ряд менее типичных целей, часть из них перечислена в таблице ниже. Ну а о каких-то незначительных или совсем нетипичных целях я не скажу ничего по той простой причине, что перечислить все просто невозможно. Думайте сами все в ваших руках. У вас масса возможностей для творчества и покорения неизведанных горизонтов.
Таблица. Менее частые типичные цели корпоративно-коммерческого сайта
Цель |
Как достичь успеха |
Привлечь поставщиков | Разместить информацию для поставщиков на сайте и провести рекламные мероприятия |
Работать с иностранной аудиторией | Создать иноязычный раздел (разделы). Создать среду для работы переводчика. Провести мероприятия по регистрации сайта в локальных каталогах, справочниках и т. и. Провести мероприятия по локальному поисковому продвижению. |
Распределить поток клиентов между географическими филиалами | Вынести на сайт сервис локализации. Произвести внутреннюю настройку (баз данных и программ обработки данных). Разработать регламент работы географических филиалов. |
Снизить издержки | Довести автоматизацию процесса продаж до предела и постоянно ее углублять. Провести максимальную интеграцию информационных систем с сайтом (бухгалтерия, склад, клиентские программы — CRM, биллииг, тарифы на перевозки и т. п.) |
Проводить рекламные акции | Создать промо-сайт или страницу на основном сайте с выделенным, запоминающимся адресом. Провести рекламные мероприятия. |
Проводить маркетинговые исследования | Разработать систему опросов, голосований. Поставить программы анализа посещаемости и путей посетителей по сайту. |
Давать потребителям информацию из первых рук | В ситуации, когда компания или организация оказываются в фокусе неверного, информирования или негативного отношения населения и средств массовой информации, необходимо общаться с потребителями через сайт, публикуя достоверную информацию, разъясняя свою политику, открывая полезные сервисы |