Подписи изображений и ссылок
Знаете ли вы, что и у изображений, и у гиперссылок бывают подписи? Вероятно, это не так уж необычно, когда подпись есть у изображения. Но для ссылки это довольно непривычно, и недаром: такая подпись используется редко. Она может быть полезна, если из названия непонятно, что скрывается за ссылкой. В этом случае подпись играет роль подсказки: она всплывает при наведении мышкой на ссылку. Можно в подписи предупредить, что, скажем, сейчас будет скачиваться файл такого-то формата и такого-то размера, или дать еще какие-то пояснения… но все то же самое можно написать и прямо в названии ссылки или рядом с ней.
Поскольку пользователь не ждет, что у ссылки будет подпись, то особой целесообразности я в ней не вижу. Но и вреда тоже нет, и иногда появляются сведения о том, что грамотно составленные подписи ссылок влияют на поисковую оптимизацию веб-страницы: если вы сумеете ими правильно распорядиться в особенно конкурентной ситуации, они внесут свой вклад в стратегию продвижения сайта через текст.
Совсем другое дело подписи изображений. Это, что называется, must have: они должны быть. Для этого существует две причины.
Как всегда, в первую очередь заботимся о людях. Довольно большой процент пользователей, который в России оценивается от 20 до 25 % и не думает уменьшаться уже довольно долгое время, отключает картинки при просмотре сайтов. Просто пользуется возможностью браузера « отключить картинки» и видит все сайты в стиле минимализма: без графики. Но иногда картинки все-таки нужны, особенно если какой-то полезный текст, например статья или каталог продукции снабжены иллюстрациями. Посмотреть картинку в этом случае очень просто, но нужно понять, что она действительно того стоит. Вот подпись изображения, которая появляется в рамке на месте рисунка и должна давать пояснения, что же на нем изображено. Та же подпись появляется при наведении курсора на рисунок (или на рамку рисунка).
Не забывайте указать размер изображения: его ширину и высоту. Дело в том, что, не указывая эти параметры, вы сильно вредите внешнему виду своего сайта у тех самых 20-25 % пользователей, которые отключают изображения. В этом случае на месте рисунка будет рамка, в которой находится подпись изображения, и рамка окажется вытянута на всю длину подписи, раздвигая веб-страницу в ширину по отношении к вашему первоначальному замыслу.
И как всегда, во вторую очередь думаем о поисковой оптимизации. Рассмотрим еще три аспекта.
Во-первых, текст подписей картинок поисковики также принимают во внимание, особенно если картинка одновременно является ссылкой. Ведь подпись картинки — это такой же текст, как и любой другой на странице. И дополнительное уместное появление ключевого словосочетания в подписи повысит его плотность размещения. Поэтому используйте в подписях изображений ключевые словосочетания из составленного вами семантического ядра — точно так же, как вы это делали для основного текста страниц: заголовков, подзаголовков, списков, аннотаций, выделений полужирным и курсивом, гиперссылок.
Во-вторых, не нужно делать подписи для разных изображений одинаковыми. Все подписи должны быть разными. Чем больше одинаковых подписей, тем ниже вес текста в глазах поисковика.
В-третьих, кроме поиска по текстам такие поисковые машины, как Google и Яндекс, осуществляют поиск по картинкам: но данным Liveintenet.ru за октябрь-декабрь 2007 г., 2,4 % всех пользователей поисковиков искали информацию именно по картинкам. Это тоже связано с подписями и наличием в них тех ключевых словосочетаний, по которым их можно найти, а также с текстом, который расположен вокруг рисунка.
Не забывайте о стандартах пользователя, а также о том, что ваша компания должна искаться не только по общим и частным запросам, ни и по собственному названию (мы уже говорили об этом, называя эту задачу «поисковым брендингом»). Если вы в зону верхнего левого угла поместите не просто ваш логотип-ссылку на главную страницу, а еще и снабдите его подписью, включающей ваше название (да плюс еще укажете сферу деятельности, что полезно для общих запросов), то получите текстовое упоминание-ссылку названия компании (сайта) столько раз, сколько страниц на вашем сайте. Что, безусловно, выведет вашу главную страницу вверх по запросу вашего же названия — а важность такой позиции трудно недооценить. По исследованиям Expertum.ru, более половины пользователей (массовые пользователи от 16 до 70 лет) начинают поиск известной им компании через поисковые машины, набирая в строке поиска ее название.
Могу привести несколько примеров, когда плохой позицией компании в поисковиках по собственному названию пользовались мошенники — как в случаях с корпоративными сайтами, так и в, казалось бы, совершенно некоммерческих ситуациях. Причиной является то, что мошенники, к сожалению, лучше владельцев бизнеса (и некоммерческих организаций, как мы увидим ниже) понимают и психологию интернет-пользователей, и принципы работы поисковых машин.
Для коммерческого предприятия мошенники воспользовались его известностью в офлайне и слабой позицией в онлайне и полностью скопировали сайт и его содержимое, заменив контактную информацию на свою. Проведя поисковую оптимизацию по названию компании, они добились направления потока запросов на продукцию на себя, собрали предоплату и… дальше это уже сюжет для детектива, а не для интернет-маркетинга. Известны также скандалы с благотворительными фондами: как только фонд начинает сбор средств на благотворительные нужды, широко объявляя об этом и публикуя свои реквизиты на сайте, «альтернативный», мошеннический сайт, хорошо оптимизированный по названию фонда и благотворительной сфере, подменяет номера счетов и перехватывает поток пожертвований. Не нужен даже взлом: нужно знание технологий и приемов, для интернет-эпохи обязательных не только для мошенников. Если же вы их не знаете, то невольно работаете на жуликов.
Вот такая серьезная роль у подписей изображений на сайте: недооценка простого действия может привести к серьезным последствиям. Однако на сегодняшний момент культура подписей изображении, да и самого размещения изображений на сайтах, оставляет желать лучшего. А значит, у нас есть ниша стратегического продвижения, в которой мы можем оказаться впереди конкурентов.