Роль иллюстраций на сайте
В отличие от оформления сайта, что, безусловно сфеpa веб-дизайна, иллюстрации относятся к контенту, то есть к сфере его наполнения, а значит, к вашим профессиональным обязанностям. Ваша задача как веб-редактора состоит и в том, чтобы разобраться, в каких случаях и какие именно изображения нужно размещать и как их правильно подписывать.
Иллюстрации в целом украшают текст. Их наличие помогает более полно и быстро воспринимать информацию: есть вещи, которые невозможно описать на десяти страницах, но можно объяснить одной иллюстрацией. Есть разные подходы к тому, какие размещать иллюстрации: кто-то считает, что любая картинка украсит текст, и приводят в подтверждение данные о том, что иллюстрации на 50 % увеличивают вероятность того, что посетитель воспримет текст с экрана и прочтет его. Мне же кажется, что иллюстрации должны нести еще какую-то пользу, кроме того, чтобы «просто быть».
Скажем, на сайте информационного агентства событие проиллюстрировано изображением клавиатуры и монитора. Это сигнализирует о том, что новость относится к компьютерной тематике, а изображение денежных знаков — что новость относится к повышению цен, зарплат или к банковской сфере. Однако такое «сигнализирование» задача не иллюстраций, а иконок — графических элементов оформления сайта (в данном случае, оформления новостных разделов). И вообще говоря, если новость не может быть снабжена фотографией «с места происшествия», то лучше ничего не помешать, обратное говорит посетителям о плохой работе агентства. А то представьте: размещается новость о выборе нового президента страны, но поскольку фотографии президента в распоряжении информагентства не оказалось, то размещают фотографию первого попавшегося мужчины.
Чтобы точно понять, какие размещать иллюстрации, нужно понять, во-первых, нет ли каких-либо подсказок об этом в самом тексте — понятно, например, что если речь идет о персоне, то ее портрет будет более чем уместен. Еще подсказки, какие могут быть иллюстрации и их подписи, можно найти в таблице в конце статьи. Во-вторых, нужно развивать в себе умение делать полные (но не избыточные) с точки зрения информативности подписи. Полнота означает уместное включение в подпись изображения ключевых словосочетаний, по которым вас или вашу продукцию могут искать в Интернете, а это имена персон, название компании, адрес, город нахождения или регион влияния, сертификация как конкурентное преимущество или необходимое условие сотрудничества (например, ISO 9000) и т. п.
И в-третьих, нужно думать, побудит ли подпись к изображению пользователя, у которого картинки отключены, все-таки посмотреть рисунок и вообще — заинтересует ли она его в чтении всего текста, то есть сыграет ли роль, которую вкладывают в иллюстрации. А обычно роль эмоционального воздействия на читателя, когда пользователь в первую очередь цепляет взглядом картинки и, заинтересовавшись ими, вчитывается в сюжет.
Когда картинки отключены, эта роль кажется утраченной: однако емкая подпись, которая размешена в пустой рамке, частично восполняет эту функцию. Поэтому у подписи очень важная роль: практически такая же важная, как у заголовка. И не бойтесь в чем-то повторять текст или заголовок страницы: ваша иллюстрация — маленькая квинтэссенция всей статьи или ее отдельных положений, поэтому некоторое повторение мыслей в подписях вполне корректно и оправдано.
Иногда встает вопрос (а иногда, к сожалению, нет) — а как может помочь размещение фотографии какого-то промышленного продукта, например, пластиката, удобрений, металлопроката? Нужна ли такая фотография? Не надо в этих вопросах руководствоваться исключительно своим здравым смыслом.
Наш здравый смысл ограничен жизненным опытом, и далеко не всегда наш жизненный опыт может дать ответ на такой частный вопрос, нужна ли покупателю металлической трубы ее фотография, и какая именно. Мы можем считать, что не нужна, поскольку никогда не покупали и не продавали трубы (например, работая в студии веб-дизайна) — для нас все трубы одинаково круглые.
Но опытные продавцы и покупатели металлических труб скажут вам, что по фотографии трубы можно понять очень много: качество материала (значит, нужен крупный план, на котором видна зернистость), вид соединения (значит, нужен крупный план, на котором видна конфигурация соединения) и пр. И часто покупатели запрашивают у продавцов до покупки фотографии продукции, на которых видны все интересующие их детали. А производитель химической продукции скажет вам, что его покупателю важна фасовка и вид упаковки, размер и внешний вид гранул вещества — значит, нужна серия фотографий со всеми видами фасовок и упаковки и, соответственно, гранул и т. п. Понятно, что для таких «рабочих» иллюстраций совсем не нужно, чтобы на гранулах играли блики или они мультяшно пересыпались: искусство не должно побеждать разум.
Вывод простой: о необходимости и качестве иллюстраций спрашивайте у тех, кто каждый день продает и покупает трубы и прочую продукцию, товарные страницы для которых вы разрабатываете (пишете). А ваше дело — использовать эти сведения для лучшего понимания потребностей заказчиков и стратегического продвижения продукции через подписи к ее изображениям на сайте.
Информация | Иллюстрация | Подпись | Пример |
Каталог продукции | Фотография продукта, коммерческая иллюстрация(на товарной странице) | Полное наименование продукта | «Встраиваемый холодильник Siemens ki 26FA50» |
фотография деталей, отдельных частей продукта | Наименование детали + наименование продукта + наименование производителя + сфера применения | «Труба артикул YYY, радиус 1.3 м. производства компании N имеет специальный стыковой узел для крепления при производстве монтажа нефтепровода» | |
Общая фотография для товарной группы, коммерческая иллюстрация | Наименование товарной группы | «Встраиваемые холодильники» | |
Исследование или опрос | График, таблица, диаграмма | Название исследования, результаты исследования, короткие пояснения | «Результаты исследования интернет-аудитории России за июнь-сентябрь 2011 г.».«Прирост интернет-аудитории за первые три месяца 2012 г. составил 10 %, что на 5 % меньше, чем в 20011 г.» |
Событие | Фотография с места события | Название и место события | «Открытие сезона моржей в Екатеринбурге на Шарташе» |
Событие | Фотография значимой персоны | Имя персоны и название учреждения, с которыми она связана. Если люди изображены во время событий, в каких-то ситуациях — пояснения относительно ситуации, сделанных заявлений |
«В открытии сезона моржей на Урале принял участие директор компании «Металл Сервис Контракт» Степан Семемов»«Новый владелец английского футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович».«Мэр Екатеринбурга Л. Чернецкий объявил, что убытки от ущерба по обрушению моста по ул. Шевченко возместит компания N».
«Кандидат в президенты США Хилари Клинтон заявила во время встречи с избирателями, что американские войска должны быть срочно выведены из Афганистана» |
Фотография объекта (продукта. здания и т. п.) | Название объекта и связанных с ним компаний, учреждений | «Презентация нового автопогрузчика производства Урал- машзавода прошла на выставке промышленного оборудования в Китае» | |
Фотография учреждения | Название учреждения. связанные с ним обстоятельства. вид деятельности | «Здание «Уралтрансбанка», где происходит выемка документов в связи с делом N».«Агентство N удвоило показатели по продаже контекстной рекламы за 2011 г».«Компания N, производящая химические удобрения для сельского хозяйства, открыла ещетри представительства: в Краснодаре, Уфе и Симферополе» | |
Координатыкомпании | Карта проезда, фотография здания, офиса, торгового зала, склада. | Назначение иллюстрации (карта проезда к…), название учреждения, адрес | «Карта проезда к офису компании N по адресу: ул. Ленина д. 144. офис 911».«Торговый зал в магазине компании N по адресу X». |
Лицензии, сертификаты, награды т. п. | Сертификат, лицензия, награда | Название сертификата. лицензии, награды и имя компании, номера лицензий | «Президент компании N получает сертификат авторизованного представителя компании А».«Компания N: лицензия Министерства связи на предоставление телематических услуг в Свердловской области №…». |
Коммерческой иллюстрацией называется реалистичное изображение рекламируемого продукта — более реалистичное и четкое, чем фотография. «Коммерческая» составляющая заключается в том, что иллюстрация должна вызвать желание купить продукт, а не просто изображать его. Простая обработка (фотографии на низком разрешении, которое характерно для web, не передаст деталей, игру света и теней, не придаст «вкусности» продукту. Поэтому фотографии дорисовываются вручную: прорисовываются мелкие детали, делается цвет, свет, ретуширование, добавляются блики и т. и. Понятие «Коммерческой» иллюстрации за пределами веб, в полиграфии, существует давно как отдельный жанр графики. Включает не только дорисовку фотографий, но и художественное изображение рекламируемых предметов. Хрестоматийные примеры — плакаты 40-50 гг. в жанре «Пейте Coca-cola». Однако к фотографиям доверия больше: они говорят о том, что объект существует в реальности.